Недействующий

О направлении Методических рекомендаций (не применяется с 1 января 2004 года на основании письма ГТК России от 24.12.2003 N 01-06/50210)

Статья 16.3. Перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений


Ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, а также других запретов и ограничений, установленных в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

1. Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.16.3 КоАП РФ, выступает порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в несоблюдении запретов и ограничений на ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, установленных в соответствии с федеральными законами и международными договорами, участницей которых является Российская Федерация.

Ввоз и вывоз из Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов, защиты права собственности, защиты интересов российских потребителей, а также исходя из других интересов Российской Федерации (ст.20 ТК РФ). Запрещенные к ввозу либо вывозу товары подлежат соответственно немедленному вывозу за пределы таможенной территории Российской Федерации или возврату на ее территорию, если законом не предусмотрена их конфискация. В случае неосуществления немедленного вывоза запрещенных к ввозу товаров они подлежат помещению на склад временного хранения, владельцем которого является таможенный орган, где могут храниться в течение трех дней. Запрет на ввоз или вывоз товаров может быть абсолютным либо поставлен в зависимость от представления необходимых разрешительных документов.

Согласно ст.21 ТК РФ ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств устанавливаются исходя из соображений экономической политики для выполнения международных обязательств Российской Федерации, с целью защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации, для защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов, а также по другим достаточно важным основаниям. Выпуск товаров, подпадающих под действие ограничений на ввоз или вывоз, осуществляется таможенными органами только при условии соблюдения требований, установленных актами законодательства Российской Федерации и международными договорами.

Таким образом, помимо целей введения соответствующих мер запреты и ограничения различаются также по последствиям, которые предусмотрены в случае их несоблюдения: если товары, запрещенные к ввозу, не могут быть допущены к дальнейшему перемещению по таможенной территории Российской Федерации либо для этого требуется представление разрешительных документов, то товары, ввоз которых ограничен, могут быть доставлены к месту оформления, но без соблюдения установленных требований не могут быть помещены под избранный таможенный режим.

С учетом изложенного по ст.16.3 КоАП РФ может быть квалифицировано правонарушение, совершенное не только при пересечении товарами таможенной границы Российской Федерации, но и непосредственно при их таможенном оформлении. В частности, состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.16.3 КоАП РФ, образует деяние, выразившееся в представлении при таможенном оформлении поддельного сертификата соответствия, которое ранее квалифицировалось по ч.1 ст.279 ТК РФ как заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о наличии действительного сертификата соответствия.

Как следует из диспозиции ст.16.3 КоАП РФ, ответственность по ней наступает за несоблюдение только таких запретов и ограничений, которые установлены в соответствии с федеральными законами и международными договорами. Примененная законодателем формулировка позволяет сделать вывод о том, что противоправным является невыполнение запретов и ограничений, введенных как самими федеральными законами и международными договорами, так и в предусмотренном ими порядке.

3. Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.16.3 КоАП РФ, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений. Таким лицом является перевозчик (при несоблюдении запретов) либо лицо, перемещающее товары через таможенную границу Российской Федерации (при несоблюдении ограничений).