1. Недекларирование товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.1 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
2. Заявление в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и (или) транспортных средств, об их таможенном режиме либо других сведений, необходимых для принятия решения о выпуске (об условном выпуске) товаров и (или) транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.3 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
1. Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.16.2 КоАП РФ, является порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств.
2.1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, выражается в форме бездействия и состоит в невыполнении обязанности по декларированию в установленной форме товаров и транспортных средств.
В соответствии со ст.168 ТК РФ декларированию подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется, а также иные товары и транспортные средства в установленных таможенным законодательством случаях. Декларирование производится путем заявления точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (ст.169 ТК РФ). Применительно к рассматриваемой статье сведениями, необходимыми для таможенных целей, являются сведения, необходимые и достаточные для принятия таможенным органом решения о выпуске (условном выпуске) товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим.
В соответствии с ч.2 ст.169 ТК РФ требования к порядку и форме декларирования, а также к сведениям, подлежащим заявлению при декларировании, устанавливаются нормативными актами ГТК России.
2.2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.2 КоАП РФ, выражается в недостоверном декларировании, то есть в заявлении в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений. При этом состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.16.2 КоАП РФ, образует заявление только таких недостоверных сведений, которые необходимы для принятия решения о выпуске, в том числе условном, товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей. В качестве таких сведений в диспозиции статьи перечислены сведения о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, об их таможенном режиме, однако этот перечень не является исчерпывающим.
Учитывая используемую в диспозиции ч.2 ст.16.2 КоАП РФ формулировку, что недостоверные сведения должны быть "необходимы для принятия решения о выпуске товаров и транспортных средств", высказывалось мнение о том, что лицо подлежит ответственности за заявление любых недостоверных сведений в таможенной декларации, поскольку все они необходимы для принятия решения о выпуске. Данное мнение основывалось, в частности, на том, что действующее таможенное законодательство не допускает внесения изменений в таможенную декларацию после начала ее проверки, и при обнаружении недостоверных сведений, пусть даже и не влияющих на взимание таможенных платежей или применение нетарифных мер регулирования, на декларации проставляется штамп "Выпуск запрещен", предполагающий обязательное возбуждение дела о нарушении таможенных правил.
Такой подход представляется ошибочным, поскольку одним из признаков объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.2 КоАП РФ, является характер заявленных сведений, а не отсутствие возможности внести исправления в таможенную декларацию или наличие в ней определенных штампов. В тех случаях, когда заявленные недостоверные сведения не препятствуют принятию решения о выпуске товаров и транспортных средств, проставление указанного штампа является решением в отношении самой декларации и свидетельствует о невозможности ее выпуска, а не товаров и транспортных средств, которые могут быть выпущены при условии оформления новой декларации. В указанных случаях лицо не подлежит привлечению к ответственности, поскольку в КоАП РФ отсутствует норма, аналогичная содержавшейся в ч.2 ст.279 ТК РФ.
Правильность данной позиции подтверждается также тем, что санкция ч.2 ст.16.2 КоАП РФ предусматривает наказание, по степени тяжести не соразмерное характеру рассмотренного выше деяния.
Неправомерным в указанном случае является и привлечение лица к ответственности по ст.19.7 КоАП РФ. Правонарушение, предусмотренное этой статьей, посягает на нормальную деятельность государственных органов, и непредставление (представление недостоверной) информации должно быть необходимо для законной деятельности государственного органа, то есть без такой информации либо в случае ее недостоверности осуществление этим органом своей деятельности невозможно или затруднено. Заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах посягает на установленный порядок таможенного оформления, оно не препятствует деятельности таможенного органа как государственного органа - он продолжает свою деятельность в рамках предоставленных ему полномочий и может принять соответствующее решение о товарах и транспортных средствах, в отношении которых представлены указанные сведения.
2.3. Противоправным согласно диспозиции данной части статьи признается заявление недостоверных сведений только в таможенной декларации или в документе иной формы декларирования. Таким образом, данная статья применима при ненадлежащем выполнении обязанности по декларированию товаров и транспортных средств только в случаях, если установленная форма декларирования предполагает наличие документа. При этом представляется, что такой документ может содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме, например, электронной, установленной Временными правилами таможенного оформления и таможенного контроля при заявлении в электронной форме сведений о товарах и транспортных средствах, утвержденными приказом ГТК России от 29 июля 2002 года N 801.
Ранее ответственность за правонарушение, предусмотренное ст.16.2 КоАП РФ, была установлена ч.1 ст.279 ТК РФ, которая объединяла в себе и недекларирование, и недостоверное декларирование, а также ст.282 ТК РФ, которая применялась в случае заявления недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера. Законодатель целенаправленно разбил диспозицию ст.16.2 КоАП РФ на две части, отделив тем самым недекларирование как бездействие лица, перемещающего товары и транспортные средства, от их недостоверного декларирования, которое, напротив, представляет собой активное действие. Более того, благодаря диспозиции ч.2 данной статьи сняты все основания для спора, который имел место при разрешении вопроса о том, каким образом следует квалифицировать действия лица, указавшего в таможенной декларации недостоверные сведения о количестве однородных товаров, декларируемых в качестве одной товарной партии. Теперь такие действия рассматриваются как недостоверное декларирование и подлежат квалификации по ч.2 ст.16.2 КоАП РФ.
2.4. Предметом правонарушения при недекларировании выступают те товары и транспортные средства, сведения о которых заявлены не были, а при недостоверном декларировании - те товары и транспортные средства, сведения о которых были заявлены недостоверно. При этом необходимо учитывать, что в случае заявления недостоверных сведений о количестве товаров предметом административного правонарушения следует признавать только ту часть товара, в отношении которой не были выполнены требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению, то есть не указанную в таможенной декларации часть товара. Иной подход с точки зрения негативных для лица последствий в виде имущественных санкций не будет обеспечивать соблюдение конституционно закрепленного принципа справедливости наказания и его соразмерности совершенному деянию, на необходимость соблюдения которого неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации.
2.5. В связи с установлением права физических лиц избирать по своему усмотрению конклюдентную или письменную форму декларирования для перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, за исключением товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию (пункты 2.3, 2.4, 2.5 Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, утвержденной приказом ГТК России от 25 января 1999 года N 38), при квалификации правонарушений, совершенных указанными лицами, необходимо учитывать следующие особенности:
1) юридически значимым фактом для квалификации нарушений таможенных правил является не сам факт заполнения и наличия декларации у лица, а факт подачи декларации и принятия ее в установленном порядке (ст.175 ТК РФ, приказ ГТК России от 25 января 1999 года N 38). То есть пересечение линии входа в "зеленый" канал или зеленой линии таможенного контроля (установлена приказом ГТК России от 26 июля 2000 года N 633) с заполненной, но не поданной в установленном порядке декларацией на товары, подлежащие обязательному письменному декларированию, не может рассматриваться как выполнение обязанности письменно декларировать такие товары;
2) если лицо вывозит товар, подлежащий обязательному письменному декларированию, и заполняет декларацию на этот товар, оно не обязано указывать в декларации сведения об иных товарах, не подлежащих обязательному письменному декларированию. Например, при одновременном вывозе картины, представляющей художественную ценность (подлежит письменному декларированию), и иностранной валюты в сумме менее 1500 долларов США (может декларироваться в конклюдентной форме), физическое лицо не обязано указывать в декларации сведения о валюте;
3) предписание о соблюдении таможенных правил при перемещении через таможенную границу Российской Федерации валюты содержится в таможенном и валютном законодательстве (см. пункт 3 ст.2, пункты 3, 6, 7 ст.6, пункты 1, 3, 4 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"), а порядок такого перемещения установлен Положением Банка России и ГТК России "О порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты" от 12 января 2000 года N 105-П/01-100/1 (далее - Положение) и приказом ГТК России от 25 января 1999 года N 38.
Помимо обязанности декларирования валюты в конклюдентной или письменной форме, указанные нормативные акты предусматривают обязанность представления таможенному органу (сдаче пограничной таможне) разрешительных документов на вывоз иностранной валюты: для физических лиц-резидентов - на сумму разницы между суммой фактически вывозимой валюты и установленным лимитом в размере 1500 долларов США, а для нерезидентов - на всю сумму вывозимой валюты. Данная процедура является обязательной для принятия решения таможенным органом о перемещении валюты через таможенную границу Российской Федерации. Тем не менее необходимо иметь в виду, что наличие у лица банковской справки ф.N 0406007 (либо иного разрешительного документа), являющейся основанием для вывоза валюты, не освобождает лицо от обязанности соблюдения таможенных правил и, соответственно, декларирования валюты по установленной форме.
Следует также учитывать, что нерезиденты вправе вывозить из Российской Федерации иностранную валюту только в размере ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию сумм. Банковская справка, подтверждающая покупку такими лицами иностранной валюты на территории Российской Федерации, основанием для перемещения валюты не является.
Сам факт непредставления указанного разрешительного документа таможенному органу приобретает особое значение в случаях вывоза иностранной валюты в размере, не превышающем сумму, эквивалентную 1500 долларов США, физическими лицами-нерезидентами при выборе ими конклюдентной формы декларирования. В связи с тем что на основании Положения представление разрешительного документа является обязательным условием перемещения иностранной валюты физическими лицами-нерезидентами при выборе ими любой формы декларирования, непредставление такого документа при пересечении нерезидентом "зеленого" канала или зеленой линии таможенного контроля может быть расценено должностными лицами таможенных органов как заявление об отсутствии у лица иностранной валюты вообще (а не только валюты, подлежащей обязательному письменному декларированию). Такое деяние образует состав правонарушения, квалифицируемого по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, при этом предметом правонарушения в данном случае является вся сумма перемещавшейся валюты.
4) относительно физических лиц-резидентов следует иметь в виду, что с учетом отсутствия в КоАП РФ статьи, аналогичной ч.2 ст.279 ТК РФ, физическое лицо-резидент, избравшее письменную форму декларирования и указавшее в соответствующей графе таможенной декларации недостоверные сведения о размере вывозимой из Российской Федерации иностранной валюты при том, что ее размер не превышает установленную норму вывоза без соответствующих разрешительных документов, не подлежит привлечению к административной ответственности.
2.6. В диспозиции ст.16.1 КоАП РФ содержится указание на то, что она не применяется в случаях, предусмотренных ст.16.2 КоАП РФ. С учетом наличия аналогичной оговорки только в ч.1 ст.16.2 КоАП РФ вопрос о квалификации деяния, содержащего признаки обеих статей, должен решаться следующим образом.
При наличии признаков незаконного перемещения товаров или транспортных средств, выражающегося в их перемещении помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, деяние подлежит квалификации по ст.16.1 КоАП РФ даже при одновременном наличии признаков недекларирования (например, физическое лицо прошло через "зеленый" канал, имея при себе товар, подлежащий обязательному письменному декларированию, сокрыв его в дополнительной полости под подкладкой одежды).
Вместе с тем деяние, выражающееся в представлении при декларировании товаров недействительных документов, на основании которых в декларации указываются недостоверные сведения, подлежит квалификации по ч.2 ст.16.2 КоАП РФ, несмотря на наличие признаков правонарушения, предусмотренного ст.16.1 КоАП РФ. Такие случаи возможны при вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, когда перемещение товаров и транспортных средств сопровождается подачей таможенной декларации. Например, при декларировании вывозимых товаров с представлением копии недействительного паспорта сделки и указанием реквизитов этого паспорта сделки в таможенной декларации.
Наличие признаков правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ, исключает возможность квалификации деяния по ч.2 ст.16.2 КоАП РФ.