Недействующий

О направлении Методических рекомендаций (не применяется с 1 января 2004 года на основании письма ГТК России от 24.12.2003 N 01-06/50210)

Статья 16.1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации


Перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля либо с сокрытием от него путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других, либо с представлением таможенному органу поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, документов, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, или иных недействительных документов, либо с использованием поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.2 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечание. В настоящей главе используются понятия "товары", "транспортные средства", "перевозчик", принятые в Таможенном кодексе Российской Федерации.

1. Статья 16.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

В данной статье законодателем фактически объединены три самостоятельных состава правонарушения, ответственность за которые в ТК РФ была установлена отдельными статьями: ст.276 (Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля), ст.277 (Сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации) и ст.278 (Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации с обманным использованием документов или средств идентификации). Это обусловлено в первую очередь тем, что общественная опасность всех указанных деяний состоит в незаконном перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств способами, позволяющими вывести их из-под контроля таможенных органов.

Объектом нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст.16.1 КоАП РФ, является одновременно порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и порядок проведения в отношении них таможенного контроля.

2. Исходя из способа противоправного перемещения товаров и транспортных средств, можно выделить три группы деяний, составляющих объективную сторону данного правонарушения.

2.1. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля.

Несмотря на то что в отличие от ст.276 ТК РФ в диспозиции рассматриваемой статьи не раскрывается понятие перемещения помимо таможенного контроля, характер объекта противоправного посягательства позволяет сделать вывод, что объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в нарушении требований ст.27 ТК РФ, а именно в перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации вне определенных таможенными органами Российской Федерации мест или вне времени работы таможенного органа.

Перемещение товаров и транспортных средств вне установленных мест выражается в пересечении таможенной границы Российской Федерации минуя зоны, через которые должно осуществляться такое пересечение. Местами пересечения таможенной границы Российской Федерации являются зоны таможенного контроля, которые создаются вдоль таможенной границы Российской Федерации в соответствии со ст.181 ТК РФ и приказом ГТК России от 13 июля 2000 года N 594 "Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля". Кроме того, в каждом таможенном органе определяются конкретные места для проведения таможенного контроля (досмотровые залы, площадки для автомашин и т.п.), которые могут находиться как в непосредственной близости от места пересечения таможенной границы, так и на значительном расстоянии от него. Соответственно, объективную сторону данного правонарушения составляет пересечение таможенной границы Российской Федерации как вне места расположения таможенного органа, так и вне места, предназначенного для осуществления таможенного контроля.

Нормативными актами по таможенному делу для отдельных видов товаров и транспортных средств могут быть установлены строго определенные места (пункты пропуска), через которые допускается их перемещение, например, приказы ГТК России от 5 апреля 2000 года N 280 "Об определении мест пересечения таможенной границы Российской Федерации для ввоза мяса птицы автомобильным видом транспорта", от 27 декабря 2000 года N 1219 "Об определении мест таможенного оформления и вывоза лома и отходов цветных и черных металлов", от 19 октября 2001 года N 1002 "Об определении мест вывоза" (в отношении отдельных товаров группы 44 ТН ВЭД РФ). Однако следует иметь в виду, что деяние, выражающееся в перемещении товаров и транспортных средств вне специально определенного для них места, но в месте расположения другого таможенного органа, не может рассматриваться как перемещение помимо таможенного контроля.

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации вне времени работы таможенного органа составляет объективную сторону данного правонарушения, даже если такое перемещение производилось в установленных местах.

2.2. Перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием от таможенного контроля путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других.

В соответствии с диспозицией ст.16.1 КоАП РФ перемещение товаров и транспортных средств с сокрытием может осуществляться одним из следующих способов:

- путем использования тайников, к которым относятся места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации) либо специально оборудованные и приспособленные (то есть подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение товара в чемодане с двойным дном, в специальных полостях под подкладкой одежды и т.п.);

- путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, к которым могут быть отнесены различные ухищренные способы утаивания товаров, такие как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального досмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товара в шинах автомобиля и т.п.);

- путем придания одним товарам вида других, под которым понимается существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида.

В целом указанный перечень аналогичен перечню способов сокрытия, содержавшемуся в ст.277 ТК РФ.

2.3. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации с представлением таможенному органу недействительных документов либо с использованием поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.

Перечень недействительных документов, использование которых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.16.1 КоАП РФ, также не отличается от предусматривавшегося ст.278 ТК РФ.

Под недействительными документами понимаются:

а) поддельные документы, то есть полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа или печати и т.п.);

б) документы, полученные незаконным путем, то есть выданные с нарушением порядка их выдачи либо полученные в результате предоставления в качестве оснований для их выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа;

в) документы, содержащие недостоверные сведения, - документы, которые фактически являются подлинными, но содержат сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать и т.п.), однако внесенные в него сведения (текст, цифровые данные) являются ложными;

г) документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, - документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу Российской Федерации других товаров и транспортных средств;

д) иные недействительные документы, к которым могут относиться документы, не имеющие юридической силы или утратившие ее (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, и т.п.).