СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 1937 года N 112/1843
О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах
(с изменениями на 1 апреля 1958 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 апреля 1958 года N 416.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Действует в части, не противоречащей вновь принятому законодательству Российской Федерации.
____________________________________________________________________
Успехи социалистической индустриализации, вызвавшие бурный рост населения в старых городах и возникновение новых крупных промышленных центров, обусловили резкое увеличение потребности в жилищах.
Осуществляя жилищную политику в целях неуклонного подъема материально-бытового уровня трудящихся, Советское государство из года в год увеличивает вложения государственных средств в новое жилищное строительство. На 1 января 1937 года построено 54 миллиона квадратных метров жилой площади стоимостью в двенадцать с половиной миллиардов рублей. Весь этот новый жилищный фонд, вместе с домами, конфискованными Октябрьской революцией у капиталистических домовладельцев, является, согласно ст.6 Конституции Союза ССР, государственной собственностью, т.е. всенародным достоянием.
Возросший материальный и культурный уровень трудящихся требует образцового содержания государственного жилищного фонда.
Между тем существующий порядок управления и пользования этим огромным жилищным фондом не только не соответствует требованиям сохранения жилищного фонда, как государственного имущества, и образцового его содержания, но, наоборот, тормозит дальнейшее улучшение жилищного хозяйства. В управлении домами и в законодательстве, регулирующем жилищное строительство, распределение и использование жилищ, сохранились вредные пережитки того периода народного хозяйства, когда местные советы, ввиду своей организационной и хозяйственной слабости, были вынуждены передавать права на управление домами, распределение и использование жилой площади отдельным коллективам жильцов - жилищно-арендным кооперативным товариществам. В результате этого, вместо государственного распределения и использования домов, осуществляемого через местные советы, государственный жилищный фонд в значительной части оказался на деле в руках по существу бесконтрольных, независимых от местных советов, мелких коллективов жильцов, лишь формально объединенных в союзы жилищно-арендной кооперации. Сами местные советы, а также наркоматы коммунального хозяйства не только не способствовали ликвидации такой совершенно недопустимой практики, но, наоборот, охотно уступали жилищно-арендным кооперативам свои права на управление жилищным хозяйством.
В итоге управляемый жилищно-арендной кооперацией жилищный фонд, составляющий 53 миллиона квадратных метров жилой площади, находится в совершенно неудовлетворительном состоянии. Жилищно-арендные кооперативные товарищества (ЖАКТ'ы) в подавляющем большинстве на деле домами не управляют, не заботятся об их ремонте, не поддерживают их в культурном состоянии. Имеющая место бесхозяйственность в управлении домами зачастую приводит их в полуразрушенное состояние.
В домах ЖАКТ'ов безответственно производятся массовые перестройки, особенно переоборудование общих кухонь под жилые помещения, а в других случаях - устройство плит для приготовления пищи в жилых помещениях, что ухудшает жилищно-бытовые условия и усиливает опасность пожаров. Нет заботы о том, чтобы места общего пользования (кухни, ванны, коридоры, уборные, лифты) содержались в чистоте и порядке. Элементарные санитарно-гигиенические требования не соблюдаются. Закон о квартирной плате, как в отношении исчисления платы, так и своевременного ее поступления нарушается, что приводит к недополучению домовым хозяйством значительных средств.
Помимо этого, немало таких ЖАКТ'ов, которые способствуют спекуляции жилой площадью.
Система жилищной кооперации, состоящей из многочисленных звеньев - подрайжилсоюзы, райжилсоюзы, городские, областные (краевые) и республиканские жилсоюзы - расходует около сорока миллионов рублей в год на содержание аппарата союзов, но не обеспечивает должного управления и сохранности жилищного фонда.
В неудовлетворительном состоянии находятся жилые дома, которыми непосредственно управляют местные советы и ведомства, а также дома, принадлежащие жилищно-строительной кооперации.
Жилищный фонд, построенный строительной кооперацией и обошедшийся государству в 1,5 миллиарда рублей, фактически превращен в личную собственность отдельных членов жилищно-строительных кооперативов.
На основания Положения о жилищной кооперации от 19 августа 1924 года и Положения о мерах содействия строительству рабочих жилищ от 15 июня 1927 года жилищно-строительные кооперативы получали через Банк финансирования коммунального и жилищного строительства долгосрочные (до 60 лет) строительные ссуды в размере 80-90 процентов, а иногда и выше 90 процентов стоимости домов. Благодаря этому, пайщики кооперации получили за счет государства квартиры в бессрочное и безвозвратное пользование и фактически превратились в привилегированных собственников жилой площади, при незначительном вложении собственных средств.
На тот же путь разбазаривания государственного жилищного фонда стали многие государственные учреждения и промышленные предприятия, передавшие большие государственные средства жилищно-строительной кооперации на основании постановлений советов народных комиссаров союзных республик (постановление СНК РСФСР от 15 ноября 1927 года и аналогичные постановления других республик), предоставивших госорганам право такого финансирования жилищно-строительной кооперации. Жилая площадь в построенных на эти средства домах опять-таки поступала в полное распоряжение квартировладельцев.
Таким образом, вместо мобилизации средств населения для усиления жилищного строительства, жилкооперация строила почти целиком за государственные средства, а в то же время надлежащих прав за органами коммунального хозяйства по использованию и управлению построенными домами не было обеспечено.
Жилищно-строительная кооперация из года в год увеличивала число пайщиков, не удовлетворяя их жилплощадью. Значительная часть собранных у этих пайщиков средств направлялась на покрытие убытков, вызванных бесхозяйственностью в кооперативном строительстве.
Жилищное законодательство, разрешавшее расходование государственных средств на кооперативное жилищное строительство и передававшее построенные за счет государства дома фактически в собственность отдельных групп граждан (жилищно-строительных кооперативов), а также разрешавшее передачу в непосредственное управление и использование отдельных групп граждан (жилищно-арендных кооперативных товариществ) домов, принадлежащих государству или построенных госпредприятиями и учреждениями, было разработано в период 1924-1930 годов, когда местные советы и госпредприятия не могли обеспечить надлежащего управления жилищным фондом. Это законодательство теперь, в условиях значительного улучшения работы местных советов, а также государственных предприятий и учреждений, себя совершенно не оправдывает и во многом препятствует оздоровлению жилищного хозяйства. Особенно это относится к следующим законам:
а) "Положение о жилищной кооперации", утвержденное ЦИК и СНК Союза ССР от 19 августа 1924 года;
б) "Положение о фондах улучшения быта рабочих и служащих", утвержденное ЦИК и СНК Союза ССР 27 июня 1928 года; постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 6 июля 1927 года "О передаче рабочим жилищно-арендным кооперативным товариществам жилых строений, возведенных госпредприятиями за счет фонда улучшения быта работах и служащих" и постановление СНК РСФСР от 15 ноября 1927 года "О мероприятиях по жилищному хозяйству в городских поселениях";
в) законы, ограничивающие права местных советов распоряжаться освобождающейся жилплощадью и предоставляющие право заселять и использовать жилплощадь в узковедомственных интересах различным учреждениям и общественным организациям (Главное управление исправительно-трудовых учреждений союзных республик, милиция, секции научных работников и др.).
Действующие законы о праве застройки - ст.ст.156 и 166 Гражданского кодекса РСФСР от 31 декабря 1922 года и постановление СНК Союза ССР от 17 апреля 1928 года "О мерах поощрения строительства жилищ за счет частного капитала" - используются владельцами домов на праве застройки, особенно в дачных местностях, в целях взимания неограниченной законом квартирной платы и для спекуляции жилой площадью.
Считая необходимым пресечь все и всяческие пути прямого и косвенного разбазаривания государственного жилищного фонда и прекратить спекуляции жилой площадью, а также признавая необходимым организовать надлежащее управление жилищным хозяйством для удовлетворения все растущих потребностей граждан Союза ССР в культурном жилье, - Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров СССР постановляют: