Действующий

Кодекс поведения экипажа Международной космической станции

I. Введение

А. Основание


Настоящий Кодекс поведения экипажа международной космической станции (МКС), в дальнейшем именуемый "Кодексом поведения экипажа", принимается по исполнение:

1) Статьи 11 (Экипаж) межправительственного Соглашения между Правительством Канады, Правительствами государств - членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения от 29 января 1998 года (Межправительственное соглашение), и

2) Статьей 11 (Экипаж космической станции) Меморандумов о взаимопонимании соответственно между Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА) и Канадским космическим агентством (ККА), ПАСА и Европейским космическим агентством (ЕКА), НАСА и Правительством Японии и НАСА и Российским космическим агентством (РКА) относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения (Меморандумы), которые, среди прочего, содержат требование относительно разработки Партнерами Кодекса поведения экипажа.


В. Сфера действия и содержание


Партнеры разработали и одобрили настоящий Кодекс поведения экипажа с тем, чтобы установить четкий порядок подчиненности на орбите; четкую взаимосвязь между осуществлением функций управления на Земле и на орбите; вертикальную структуру управления; определить стандарты применительно к работе и деятельности в космосе и, в соответствующих случаях, на Земле; установить обязанности в отношении элементов и оборудования; определить дисциплинарные правила;

установить руководящие принципы в отношении физической защиты и информационной безопасности, а также определить от имени всех Партнеров полномочия и обязанности командира МКС в отношении выполнения процедур обеспечения безопасности, процедур обеспечения физической защиты и информационной безопасности и процедур спасания экипажа на МКС. Настоящий Кодекс поведения экипажа и дисциплинарные правила, упомянутые в Разделе IV, не ограничивают применения Статьи 22 Межправительственного соглашения. Настоящий Кодекс поведения заменяет принятый PICA и НАСА Временный кодекс поведения экипажа, который был разработан во исполнение пункта 2 Статьи 11 Меморандума между PICA и НАСА для обеспечения первоначального этапа развертывания до предоставления другим Партнерам возможностей направлять в составе экипажа своих представителей.

Настоящий Кодекс поведения экипажа устанавливает нормы поведения, применимые ко всем членам экипажа МКС в ходе предполетной деятельности, полета и послеполетной деятельности (включая этапы запуска и возвращения). На членов экипажа МКС распространяются дополнительные требования, такие как Правила полета на МКС, дисциплинарные правила и требования, предписанные их сотрудничающими организациями, или требования, относящиеся к кораблям "Земля-орбита", осуществляющим транспортировку члена экипажа МКС. Каждый член экипажа МКС будет проинформирован о таких дополнительных требованиях. Члены экипажа МКС будут также соблюдать правила принимающего учреждения, в котором они проходят курсы подготовки, а также нормы и требования, определенные Многосторонней комиссией по вопросам деятельности экипажа (МКВДЭ), Многосторонним советом по космической медицине (МСКМ) и Многосторонним комитетом по осуществлению медицинских работ (МКОМР). Каждый член экипажа МКС будет проинформирован сотрудничающей организацией, предоставляющей его в рамках своего распределения, относительно его обязанностей в качестве члена экипажа МКС в соответствии с Межправительственным соглашением, Меморандумами и настоящим Кодексом поведения экипажа. Кроме того, каждая сотрудничающая организация будет проводить подготовку каждого члена экипажа МКС, которого оно предоставляет в рамках своего распределения, по правилам, эксплуатационным инструкциям и политике по обеспечению руководства по программе МКС как в рамках выполнения графиков подготовки экипажа, так и штатной деятельности в рамках программы. Завершение послеполетной деятельности не затрагивает остающихся в силе обязательств члена экипажа МКС, предусмотренных в Разделе V настоящего Кодекса поведения экипажа.


С. Определения


Для целей Кодекса поведения экипажа применяются следующие определения:

1. "Сотрудничающая организация" означает НАСА, ККА, ЕКА, Российское авиационно-космическое агентство (бывшее РКА) и применительно к Японии - Агентство по науке и технологии Японии (АНТ), а также, в соответствующих случаях, - Национальное агентство по космическим разработкам Японии (НАСДА), которое является организацией, оказывающей содействие АНТ;

2. "Дисциплинарные правила" означают правила, разработанные МКВДЭ в целях поддержания порядка среди членов экипажа МКС, решения вопросов, связанных с нарушениями Кодекса поведения экипажа, и принятия мер административного характера;

3. "Корабль "Земля-орбита" означает космический корабль, осуществляющий полеты между Землей и МКС;

4. "Руководитель полета" означает руководителя полета, осуществляющего управление МКС;

5. "Правила полета" означает свод правил, применяемых сотрудничающими организациями для управления операциями, связанными с полетом;

6. "Врач экипажа" означает врача экипажа, назначаемого МКОМР на каждый конкретный полет. Врач экипажа является ведущим медицинским специалистом и несет основную ответственность за здоровье и хорошее самочувствие всех членов экипажа МКС;

7. "Член экипажа МКС" означает любое лицо, утвержденное на полет на МКС как в составе экспедиционного экипажа, так и экипажа посещения МКС, с момента назначения в экипаж на конкретный полет и вплоть до завершения послеполетной деятельности, связанной с данным полетом.