1. Настоящая типовая инструкция о порядке контроля целевого использования условно выпущенных товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей (далее - типовая инструкция), разработана в целях дальнейшей унификации таможенного законодательства Республики Белоруссия и Российской Федерации в соответствии с международными нормами и правилами.
2. Целями контроля целевого использования условно выпущенных товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей (далее - контроль), являются:
- обеспечение соблюдения национальных законодательств, международных договоров Республики Белоруссия и Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы государств;
- анализ целевого использования льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных в соответствии с национальным законодательством, и в случае выявления нарушений национального законодательства принятие мер по взысканию в бюджет Республики Белоруссии или федеральный бюджет Российской Федерации условно начисленных сумм таможенных платежей и привлечению лиц к ответственности, предусмотренной соответствующим национальным законодательством.
3. Объектами контроля являются условно выпущенные товары, в отношении которых в соответствии с национальным законодательством предоставлены льготы по уплате таможенных платежей (далее - товары), контроль целевого использования которых возложен на таможенные органы государств.
Перечень товаров определяется национальным законодательством.
4. Субъектами контроля являются инспекционные подразделения таможенных органов государств, в регионе деятельности которых находится юридическое лицо - получатель товаров (далее - проверяемое лицо) или проживает физическое лицо, являющееся непосредственным конечным получателем товаров.
5. Контроль осуществляется путем проведения проверок целевого использования товаров.
6. Если иное не предусмотрено национальным законодательством, сроки и периодичность проверок целевого использования товаров определяются условиями предоставления льгот по уплате таможенных платежей, видом перемещаемых товаров, объемом и периодичностью их поставок, наличием информации о совершенных проверяемым лицом нарушениях национального законодательства и об имеющейся у него задолженности по уплате таможенных платежей, пеней, штрафов.
В первую очередь проверке подлежат участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД), имеющие значительный объем внешнеэкономической деятельности и осуществляющие импорт (экспорт) товаров с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, а также допускающие систематические нарушения национального законодательства.
Аналитическую работу должны осуществлять инспекционные подразделения таможенных органов государств на основе информации обо всех участниках ВЭД, пользующихся льготами по уплате таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Республики Белоруссия и Российской Федерации, с целью определения приоритетных направлений и объектов проверок.
Проверка целевого использования товаров является обязательной в случае, предусмотренном национальным законодательством при ликвидации проверяемого лица.
7. Инспекционные подразделения таможенных органов государств осуществляют контроль на основании:
- календарного плана проведения проверок, утверждаемого начальником таможенного органа;
- оперативных данных, полученных от иных структурных подразделений таможенного органа;
- аналитической информации, получаемой при учете участников ВЭД;
- оперативных данных, полученных от правоохранительных и контролирующих органов;
- информации о ликвидации организаций, которым были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей;
- заявлений организаций, граждан, органов местного самоуправления;
- поручений органов государственной власти;
- решений судебных органов;
- поручений вышестоящих таможенных органов;
- запросов таможенных органов государств.