Возврат налогоплательщикам (плательщикам сборов), налоговым агентам излишне уплаченных или взысканных сумм налогов и других обязательных платежей из бюджета или внебюджетного фонда производится при условии фактического зачисления указанных сумм на счета по учету доходов бюджетов или внебюджетных фондов.
1. Сумма платежей, поступившая в размерах, превышающих начисленные к уплате суммы, считается переплатой.
Не считаются переплатой:
- суммы, внесенные налогоплательщиками (плательщиками сборов), налоговыми агентами в счет платежей, уплата которых производится авансовыми перечислениями или в виде платы за патент до представления налоговой декларации (расчета) по данному виду налога (сбора), а также предварительная оплата, которая осуществляется до представления налоговой декларации (расчета) за истекший отчетный (налоговый) период;
- денежные средства налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов, не перечисленные банком на счета по учету доходов бюджетов и внебюджетных фондов в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете банка.
2. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику (плательщику сборов), налоговому агенту о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
3. Операция зачета переплат по одному налогу в погашение задолженности по другим налогам (сборам) проводится налоговым органом как по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента, так и самостоятельно налоговым органом в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
О всех проведенных операциях по зачету переплат, осуществленных без заявления налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента, налоговые органы в соответствии со статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации уведомляют налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента не позднее двух недель со дня утверждения руководителем (его заместителем) налогового органа заключения по форме N 21.
О проведенном зачете подлежащих возмещению сумм налога на добавленную стоимость в соответствии с положениями пункта 4 статьи 176 части второй Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган уведомляет налогоплательщика в письменной форме в течение 10 дней, считая со дня, следующего за днем проведения такого зачета.
4. При оформлении заключения по форме N 21 на зачет переплаты по налогам (сборам), зачисляемым на балансовый счет N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы", указывается полная сумма переплаты по налогу (сбору), направляемая в погашение задолженности по другим налогам (сборам), поступающим на указанный счет.
Не производится погашение задолженности по налогам (сборам), если переплата образовалась в КЛС того же юридического лица, но как налогового агента, и наоборот.
5. Если налогоплательщик (плательщик сборов), налоговый агент в заявлении предъявляет требование о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм налоговых платежей, то заключение по форме N 21 оформляется только после соответствующей проверки состояния расчетов с бюджетами по всем налогам (сборам) и иным обязательным платежам (пени, проценты, а также налоговые санкции, по которым имеются судебные акты, вступившие в законную силу, о взыскании указанных санкций).
При наличии задолженности по налоговым платежам предварительно производится зачет переплаты в погашение указанной задолженности. Возврату подлежит остаток незачтенной суммы переплаты.
6. Заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налога (сбора) может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
7. Налоговый орган обязан проверить соответствие указанных в заявлении сумм переплаты с начисленными и уплаченными суммами налога (сбора) или иных обязательных платежей в КЛС (с учетом начисленных и уплаченных сумм пеней, процентов и налоговых санкций).
В двухдневный срок с даты регистрации заявления налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента о зачете или возврате копия заявления и сальдо расчетов налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента передается отделом взыскания задолженности в отдел учета, отчетности, анализа и прогнозирования для подтверждения правильного отражения в КЛС поступивших сумм налоговых платежей в соответствии с видом и назначением платежа и в отдел камеральных проверок для проверки начисленных к уплате сумм налогов (сборов) или иных обязательных платежей. Начальники соответствующих отделов при отсутствии расхождений с КЛС визируют справку о состоянии расчетов с бюджетом и возвращают ее в отдел взыскания задолженности.
В случае наличия расхождений по заявленной налогоплательщиком (плательщиком сборов), налоговым агентом к возврату или зачету сумме переплаты или сумме задолженности по налоговым платежам, в счет которой направляется переплата, копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику (плательщику сбора), налоговому агенту без исполнения с приложением сальдо расчетов с бюджетами и внебюджетными фондами и предложением провести выверку расчетов с бюджетом.
По результатам выверки оформляется акт по форме N 23.
В случае несогласия налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента с данными налогового органа также составляется акт сверки расчетов с бюджетами по форме N 23.
После урегулирования разногласий по суммам переплаты или задолженности налогоплательщик (плательщик сборов), налоговый агент представляет в налоговый орган новое заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налогов (сборов) и иных обязательных платежей.
При отсутствии расхождений между суммами, заявленными налогоплательщиком (плательщиком сборов), налоговым агентом к зачету или возврату, и данными КЛС этого налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента налоговый орган выносит решение о зачете или возврате в виде заключения по форме N 21 и направляет его на исполнение в орган федерального казначейства, финансовый орган субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Заключение по форме N 21 оформляется отделами взыскания задолженности.
Выписанные заключения по форме N 21 регистрируются в Журнале учета выписанных заключений на зачет переплат, возврат на расчетный счет плательщика (форма N 41).
8. Уточненные (дополнительные) налоговые декларации (расчеты), представленные налогоплательщиком (плательщиком сборов), налоговым агентом взамен ранее представленных за соответствующий отчетный (налоговый) период, перед рассмотрением вопроса о зачете или возврате в обязательном порядке проверяются в ходе камеральной проверки отделами камеральной проверки.
9. В тех территориальных налоговых органах, в которых отсутствует электронный документооборот с органами федерального казначейства и финансовыми органами субъектов Российской Федерации, заключения по форме N 21 выписываются в 3 экземплярах и передаются руководителю (его заместителю) налогового органа для утверждения. Первый экземпляр заключения утверждается руководителем (его заместителем) налогового органа с указанием даты утверждения и скрепляется гербовой печатью налогового органа, после чего оформляются реестры (форма N 40) в двух экземплярах. Один экземпляр реестра вместе с первыми экземплярами заключений передаются на исполнение соответственно органу федерального казначейства, финансовому органу субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Вторые экземпляры заключений по форме N 21 направляются налогоплательщикам (плательщикам сборов), налоговым агентам.
Второй экземпляр реестра с отметкой органа федерального казначейства, финансового органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о принятии заключений вместе с третьими экземплярами заключений, заявлением налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента о зачете или возврате и сальдо расчетов с бюджетами хранятся в налоговом органе.
При работе в условиях функционирования Единого казначейского счета (ЕКС) и централизованном представлении в управления федерального казначейства (УФК) заключений по форме N 21, выписанных инспекциями МНС России (ИМНС), непосредственно через управления МНС России по субъектам Российской Федерации (УМНС) применяется следующий порядок документооборота (абзац в редакции приказа МНС России от 24 января 2003 года N БГ-3-10/28 - см. предыдущую редакцию).