Действующий

Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с РДА

Основные принципы организации Центра помощи
аутичным детям


И концепция Центра помощи аутичным детям (К.С.Лебединская, С.А.Морозов, 1993; О.С.Никольская, С.А.Морозов, 1994), и его структура (см. рис.1) вполне подходят для решения изложенных выше задач.



ЭГ - экспериментальные группы;      - основная коррекционная вертикаль;

- дополнительная коррекционная вертикаль;   - интеграционная вертикаль

Рис.1 Схема движения контингента в Центре помощи аутичным детям

На рис.1 представлена схема движения контингента в Центре помощи аутичным детям. Ее полная реализация предполагается после ввода в действие строящегося ныне здания Центра, в настоящее время эта модель реализована частично.

Как видно из схемы, все направленные в Центр дети поступают вначале в консультативно-диагностическое подразделение, где уточняется (подтверждается или ставится впервые) диагноз, для чего проводится обследование в необходимом для данного ребенка объеме. В том случае, если диагноз совпадает с основным направлением деятельности Центра или со спецификой одной из экспериментальных групп и нет оговоренных в Уставе Центра противопоказаний, ребенок направляется в одно из коррекционных подразделений или в одну из экспериментальных групп - в зависимости от возраста, особенностей психического состояния, уровня интеллектуального, эмоционального, речевого и социального развития. Для решения этих задач на базе Центра создается специализированная ПМПК.

Дальнейшее движение контингента определяется текущими результатами коррекционной работы, и основным ее вектором является интеграция, т.е. подготовка воспитанника к обучению и воспитанию в других типах образовательных учреждений, к самостоятельной и независимой жизни. Чтобы сделать этот процесс возможно более плавным и безболезненным, предусматриваются три возрастных коррекционных вертикали в соответствии с исходным и текущим состоянием воспитанника.

Основная коррекционная вертикаль подразумевает такую динамику развития воспитанника, когда сохраняется необходимость его обучения и воспитания в специальных условиях с использованием традиционных для коррекции РДА методов и преимущественно индивидуальных форм работы. Степень продвижения может быть различной (от социально-бытовой адаптации до старшей школы по массовой программе) с выходом либо в другие коррекционные вертикали, либо (в наиболее тяжелых случаях) в дома-интернаты при УВК или системы соцзащиты населения.

Дополнительная коррекционная вертикаль включает в себя сеть дошкольных и школьных экспериментальных групп, создаваемых с целью изучения и практической реализации процесса адаптации аутичных детей и подростков к условиям совместного обучения и воспитания с детьми иных вариантов развития (как с различными отклонениями, так и с нормальным развитием), т.е. в связи с интеграцией аутичных детей в другие образовательные учреждения.

Состав экспериментальной группы смешанный, до 20-25% составляют аутичные воспитанники, остальные - дети других категорий с учетом возраста и определенной спецификой для каждой экспериментальной группы (дети с нормальным развитием, умственной отсталостью разной степени, задержкой психического развития, речевыми нарушениями, возможно, с негрубыми сенсорными дефектами). Наполняемость групп не должна превышать 8-10 учащихся.

Естественно, что развитие дополнительной вертикали будет проводиться постепенно, на протяжении ряда лет по мере подготовки кадров и решения организационных вопросов.

Третью коррекционную вертикаль можно назвать интеграционной. Ее составляет ряд базовых школ (массовых и различного типа специальных), организационно не связанных с Центром. Специалисты этих школ обладают определенным уровнем знаний о РДА и особенностях аутичных детей (краткосрочные курсы на базе Центра) и работают при консультативно-методической поддержке специалистов Центра. В эти школы преимущественно направляются воспитанники структур основной и дополнительной коррекционных вертикалей Центра.

Одной из особенностей учебно-коррекционного процесса в спецучреждении для детей с аутизмом является возможно более раннее начало профориентационой работы на основе склонностей, способностей или даже одаренности воспитанников.

В принципе структура Центра помощи аутичным детям должна включать подразделение, в котором при необходимости воспитанники могли бы жить, продолжая коррекционное обучение, то есть нечто вроде маленького дома-интерната или family focus (см.выше).

То же необходимо для наименее адаптированных выпускников основной коррекционной вертикали, лишенных по тем или иным причинам возможности жить дома. Для части таких выпускников необходимо и решение вопросов трудоустройства. Представляется целесообразным создавать такие дома - интернаты в структуре Центра, так как для поддержания должного методического уровня коррекционной помощи необходима периодическая ротация персонала интернатного отдела и других структур, прежде всего основной коррекционной вертикали.

Для интернатного отдела необходима поддержка системы социальной защиты населения.

В масштабе Москвы Центр помощи аутичным детям на начальном этапе становления системы может стать головной организацией по этому направлению специального образования и при поддержке Московского комитета образования возглавить:

- проведение диагностической и комплексной коррекционной работы с аутичными детьми;

- подготовку и апробацию методических основ коррекционного процесса в различных структурах системы московского образования, оказывающих помощь аутичным детям и подросткам;

- отработку нормативно-правовой базы для деятельности этих структур вне зависимости от уровня их организации;

- подготовку кадров по коррекции РДА для других учреждений Москвы путем стажировки на рабочем месте и на курсовой основе;

- создание практической базы для обучения студентов факультетов коррекционной педагогики московских педвузов по разделу "аутизм".

За рубежом, как уже указывалось выше, роль родительских общественных объединений в развитии и деятельности системы помощи аутнчным детям была и остается чрезвычайно важной. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, в коррекции аутизма роль семьи важна сама по себе: как воспринимают близкие особенности поведения аутичного ребенка, как участвуют в коррекционном процессе;

во-вторых, родительские организации представляют интересы аутичных детей, защищают их права. Именно баланс сил в треугольнике "родители - государство - наука" обеспечивает оптимальное направление развития системы, страхует от перекосов в ту или иную сторону;

в-третьих, именно родители заинтересованы в преемственности помощи своим детям начиная с дошкольного возраста и заканчивая профориентацией, трудоустройством, достойным качеством жизни до ее окончания.