Действующий

Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с РДА

Современное состояние обучения и воспитания аутичных
детей и подростков за рубежом


Как показал анализ литературы и документов ряда международных и государственных учреждений и общественных организаций, во многих странах Западной Европы и США система помощи лицам с аутизмом существует более 30 лет. Как наиболее характерные особенности организации этой системы, свойственные в той или иной степени различным государствам, были отмечены децентрализованность, методический плюрализм, а также большая роль общественных объединений родителей.

Прежде чем ставить вопрос, в какой мере можно использовать зарубежный опыт в нашей стране, следует заметить, что сам термин "аутизм" понимается у нас и на Западе не вполне одинаково.

В США и в Западной Европе эту патологию редко понимают как эмоциональное расстройство, хотя многие не отрицают наличие при РДА отклонений в аффективной сфере. В организационных же решениях на первый план выходит степень тяжести, первазивности расстройств, и во многих штатах США и странах Западной Европы есть школы как для детей с аутизмом, так и для детей с эмоциональными расстройствами (New Jersey Administrative Code... Обучение детей с проблемами развития в разных странах мира, 1997).

Сейчас в России РДА считают одним из видов психического дизонтогенеза (искаженным психическим развитием). Развитие и совершенствование методов коррекции РДА будет полезно в работе с другими категориями отклонений в психическом развитии. Бездумное же соединение РДА с другими эмоциональными расстройствами (психопатии и психопатоподобные состояния, психопатические развития личности, девиантное поведение и др.) в едином, общем типе образовательных учреждений немыслимо без потери специфики коррекционного подхода к работе с наиболее тяжелыми формами патологии эмоциональной сферы (аутизм), что сделает сколько-нибудь эффективную коррекцию аутизма и сходных с ним расстройств невозможной, поэтому необходим тип образовательных учреждений для детей с аутизмом и сходными расстройствами.

В связи с вышеизложенным мы рассмотрим в интересующих нас аспектах более подробно опыт организации системы помощи лицам с аутизмом на примере Дании.

В этой стране раньше, чем где-либо (в 1920 (!) году) начали оказывать специализированную помощь лицам с аутизмом, и сейчас Дания считается одной из самых передовых в этом отношении стран в Европе и мире. Из правительственных структур в оказании помощи лицам с аутизмом принимают прямое участие Министерство образования (МО) и Министерство социальной защиты (МСЗ); Министерство здравоохранения (МЗ) специально проблемой аутизма не занимается и никаких специальных программ по этому поводу в системе МЗ нет.

В ведении центральных структур находится только Центр аутизма, в составе которого знаменитая Sofienskole (37 воспитанников от 3 до 20 лет), ферма (15 воспитанников старше 18 лет), мастерские, два дома-интерната (один для относительно адаптированных, не нуждающихся в постоянной опеке взрослых, другой для взрослых с тяжелыми формами аутизма). Все остальные учреждения, оказывающие помощь лицам с аутизмом, находятся в подчинении округов (их в Данин 11).

Центр аутизма рассматривается как научный и методический центр по проблеме аутизма и его коррекции и оказывает все возможные виды помощи другим учреждениям. Деятельность ЦА контролируется Советом Национальной аутистической ассоциации.

В каждом округе решение о создании или закрытии специального учреждения для аутичных детей или об объеме финансирования этих учреждений принимается комиссией, в которой кроме представителей местных управлений образования и социальной защиты участвуют члены муниципального совета и - в обязательном порядке - представители местной организации НАА; без подписи последних ни одно решение комиссии не может вступить в силу.

Спектр учреждений для аутичных детей в каждом округе разный, это зависит от количества жителей и процента лиц с аутизмом, величины местного бюджета и активности специалистов и родителей. Например, в округе Сторстрем (при населении около 500 тыс.человек) около 800 лиц разного возраста с аутизмом, в том числе более 200 - детского и подросткового возраста. Специальной школы для детей с аутизмом в округе нет (таких школ в Дании всего 5), но есть 6 "школ-близнецов" (относительно автономное отделение для аутичных детей при массовой школе), в шести школах есть классы для аутичных детей, работают и три детских сада с группами для аутичных малышей, дома-интернаты для взрослых (4), мастерская и ферма (частная).

Описанная система работает устойчиво не только в связи с высоким жизненным уровнем страны, но в связи и с некоторыми другими особенностями, и прежде всего с исключительно гуманным отношением к инвалидам, в том числе к людям с аутизмом. Считается, что нужно помогать человеку с аутизмом, но нельзя требовать от него больше, чем он может, так как это может обидеть его, ущемить его человеческое достоинство, нарушить его человеческие права. Поэтому стремление к максимальной реализации всех возможностей воспитанника проявляется крайне осторожно, и, по мнению российских специалистов, нередко ставятся заниженные цели и задачи коррекционной работы. Такая позиция прекрасно вписывается в ТЕАССН-программу.

Если говорить о методическом плюрализме, то это относится скорее ко всему западному миру, чем к отдельной стране, особенно такой маленькой, как Дания: здесь фактически используется только ТЕАССН-программа, но если взять крупные страны (США, Великобританию) или страны с полностью децентрализованной системой помощи лицам с аутизмом (Италия, Испания, Франция), то там можно найти до нескольких десятков методических подходов.

Естественно возникает вопрос, в какой степени свойственную зарубежным странам децентрализацию системы помощи лицам с аутизмом целесообразно использовать в России и, в частности, в Москве?

Ответ на этот вопрос не может быть однозначным.

Если говорить о методической стороне вопроса, то, несомненно, следует аккумулировать все, что может помочь добиться успеха в коррекции РДА, но понимание успеха, то есть желаемой цели, должно формулироваться в соответствии с социо-культурными особенностями нашего общества, с традициями отечественной дефектологии. С другой стороны, возможности аутичного ребенка и подростка всегда хотя бы в чем-то ограничены, и выбранные методы работы должны этим возможностям соответствовать; как неадекватность методов, так и завышение или занижение возможностей ребенка крайне нежелательно. Для аутизма это особенно важно, так как сам аутизм является, по мнению подавляющего большинства специалистов, вторичным (но не основным) образованием в структуре дефекта и, следовательно, в принципе доступен коррекции; в такой ситуации цена ошибки во многих случаях (особенно при сохранном интеллекте) очень велика. Гарантией предотвращения таких ошибок является внимательное, глубокое и всестороннее обследование.

Использование зарубежного опыта более затруднено с позиций организации процесса. С целью скорейшего развития системы помощи аутичным детям в Москве и в России в целом необходимо создать возможность подготовки кадров, что и делается на базе Государственного образовательного учреждения начальная школа-детский сад N 687 компенсирующего вида "Центр реабилитации ребенка" г.Санкт-Петербург, имеющего статус экспериментальной площадки Министерства образования России.