Действующий

Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизное минеральное сырье)

УТВЕРЖДЕНО
приказом МНС России
от 09.09.2002 N ВГ-3-03/481

     

Методические рекомендации
по применению главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса
Российской Федерации (подакцизное минеральное сырье)



1. Настоящие Методические рекомендации по применению главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской федерации (далее - Кодекс) в части исчисления и уплаты акцизов на подакцизное минеральное сырье (далее - минеральное сырье) разработаны для налоговых органов на основании указанной главы Кодекса в редакции федеральных законов от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"; от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"; от 07.08.2001 N 118-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"; от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации"; от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

2. В соответствии с пунктом 2 статьи 179 Кодекса организации и иные лица, указанные в данной статье, признаются налогоплательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 Кодекса.

Налоговая база по операциям реализации природного газа определяется в соответствии со статьей 188 Кодекса.

В соответствии со вторым абзацем подпункта 1 пункта 1 статьи 182 Кодекса передача прав собственности на подакцизное минеральное сырье одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование его при натуральной оплате, признается реализацией подакцизного минерального сырья.

В случае реализации природного газа по договорам комиссии, поручения или агентским договорам перехода права собственности от комитента к комиссионеру, от доверителя к поверенному, от принципала к агенту на реализуемый природный газ не происходит.

Поэтому акциз на природный газ, реализованный по договорам комиссии, поручения, агентским договорам, уплачивается собственниками природного газа.

При реализации природного газа по договорам комиссии, поручения или агентским договорам в целях налогообложения учитывается вся выручка от реализации, включающая и вознаграждение комиссионера, поверенного или агента.

3. Статьей 180 Кодекса устанавливаются особенности исполнения обязанности по исчислению и уплате акциза в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

Совместная деятельность в рамках договора простого товарищества регламентируется гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе статьями 1041-1054 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Участник договора простого товарищества, исполняющий обязанности по исчислению и уплате всей суммы акциза, обязан известить налоговый орган об исполнении им обязанностей налогоплательщика акциза в рамках договора простого товарищества.

Форма извещения и порядок извещения налогового органа участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) об исполнении обязанностей по исчислению и уплате всей суммы акциза, исчисленной по операциям, осуществляемым в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), утверждены приказом МНС России от 23.08.2001 N БГ-3-09/303, зарегистрированным Минюстом России 28.09.2001 N 2955.

Участник договора простого товарищества, исполняющий обязанности по исчислению и уплате всей суммы акциза, представляет в налоговый орган по месту его постановки на учет в качестве налогоплательщика Декларацию по акцизам, по форме, утвержденной приказом МНС России от 04.01.2002 N БГ-3-03/3, зарегистрированным в Минюсте России 30.01.2002 N 3203 (далее - Декларация), в целом по совместной деятельности (по форме N 3 Декларации), с приложением расчетов акциза по каждому участнику договора простого товарищества - плательщику акциза на минеральное сырье (по форме N 3А Декларации). Налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика - участника договора простого товарищества, исполняющего обязанности по исчислению и уплате акциза, получив Декларацию по форме N 3А, проводит на ее основании камеральную проверку налогоплательщика акциза и направляет для последующего контроля в налоговые органы по месту постановки на учет остальных участников договора простого товарищества копии указанных форм Декларации с отметкой проводившего камеральную проверку налогового органа о получении и камеральной проверке налоговой Декларации.

4. Подпунктом 13 пункта 1 статьи 182 Кодекса объектом налогообложения признаются операции по реализации и (или) передаче, в том числе на безвозмездной основе, природного газа на территории Российской Федерации газораспределительным организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья, за исключением операций, указанных в подпунктах 8-12 пункта 1 статьи 183 Кодекса.

Таким образом, организация является налогоплательщиком акциза на природный газ, реализуемый (передаваемый) ею на территории Российской Федерации, только в том случае, если покупателем (получателем) газа является газораспределительная организация или конечный потребитель.

Согласно Правилам поставки газа в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.98 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации", газораспределительными организациями являются специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.99 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" потребителем газа является юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщиков и использующее его в качестве топлива или сырья.

В соответствии с пунктом 5 раздела III постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.98 N 162 отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе между газотранспортными и газораспределительными организациями, определяются вышеназванными Правилами, согласно которым поставка газа осуществляется на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указанных Правил и иных нормативных правовых актов.

Кодексом ответственность за правильность исчисления налогов возложена на налогоплательщика.

В соответствии со статьей 88 Кодекса при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В случае, если цена на природный газ установлена с акцизом, то расчет за полученный газ покупатель производит на основании счета-фактуры, составленного с выделением отдельной строкой суммы акциза на природный газ, подлежащей перечислению в федеральный бюджет.

При отсутствии или недостаточности сведений, позволяющих определить, является ли организация-продавец плательщиком акциза на природный газ, налоговым органом проводится встречная проверка покупателей газа.

Встречная проверка осуществляется в соответствии с разделом 3.5 "Организация встречных проверок" Регламента выездной налоговой проверки, утвержденного МНС России.

Целью встречной проверки по указанному вопросу является выявление конкретных направлений использования покупателем природного газа: на собственные нужды, в качестве топлива, сырья, для перепродажи или иных целей.

Проверка проводится по всем договорам (контрактам) на поставку газа поставщиком проверяемому покупателю.

При проверке следует проанализировать первичную документацию по учету материалов (природного газа), акты о приемке материалов, приходные документы, расходные документы, отражающие отпуск материалов на производство, хозяйственные нужды или реализацию на сторону и другие документы.

5. Статья 183 Кодекса устанавливает перечень операций, не подлежащих налогообложению.

5.1. Согласно подпункту 7 пункта 1 указанной статьи Кодекса операции по закачке природного газа в подземные хранилища освобождаются от налогообложения.