Недействующий

О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (с изменениями на 15 мая 2003 года) (утратило силу с 01.01.2006)

УТВЕРЖДЕНА
 постановлением Правительства
 Российской Федерации
 от 28 августа 2002 года N 638

ПОДПРОГРАММА
"Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав
федеральной целевой программы "Жилище"
на 2002-2010 годы

(с изменениями на 15 мая 2003 года)



ПАСПОРТ
подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей",
входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище"
на 2002-2010 годы


Наименование
подпрограммы

-


подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы

Основание для
разработки
подпрограммы

-


постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы"

Государственный
заказчик
подпрограммы
Основные
разработчики
подпрограммы

-

-

Министерство образования Российской Федерации

Министерство образования Российской Федерации, общероссийская общественная организация "Союз МЖК России"

Цель подпрограммы


-


создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в России

Основные задачи
подпрограммы












-












разработка и внедрение в практику субъектов Российской Федерации правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;

содействие инициативам молодежных
организаций, направленным на улучшение жилищных и социально-бытовых условий молодых семей;
привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем;

оказание за счет средств федерального бюджета поддержки регионам, привлекающим для решения этой проблемы финансовые ресурсы на региональном и местном уровне путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования

Исполнители
подпрограммы









-









Министерство образования Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу,
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятия, финансово-кредитные учреждения, организации молодежных жилищных комплексов, молодежные жилищно-строительные кооперативы, общественные молодежные объединения и организации

Срок реализации
подпрограммы

-

2003-2010 годы:
1-й этап - 2003-2004 годы;
2-й этап - 2005-2010 годы

Основные
мероприятия
подпрограммы


-




формирование финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;

разработка нормативных правовых актов по
реализации подпрограммы

Объем и источники
финансирования
подпрограммы





-







общий объем   финансирования   подпрограммы составляет  173382,9  млн.  рублей,  в  том числе:  
средства федерального бюджета - 536 млн. рублей;

средства бюджетов    субъектов   Российской Федерации и местных бюджетов - 68817,2 млн.рублей;

внебюджетные средства   -   104029,7   млн.рублей  (из  них  личные средства граждан - 43345,7 млн. рублей)

Ожидаемые конечные
результаты
реализации
подпрограммы



-






создание условий   для   повышения   уровня обеспеченности жильем молодых семей;

привлечение в жилищную сферу дополнительных
финансовых средств внебюджетных источников;

развитие и    закрепление     положительных демографических тенденций в обществе;
укрепление семейных  отношений  и  снижение социальной напряженности в обществе

Система организации
контроля
за реализацией
подпрограммы






-












государственный заказчик осуществляет общее руководство  и  контроль   за   реализацией подпрограммы.

Органы исполнительной   власти    субъектов Российской    Федерации,    участвующие   в реализации    подпрограммы,    представляют ежеквартально государственному    заказчику
сведения о ходе ее реализации.

Государственный  заказчик   обобщает    эти сведения   и   представляет   ежеквартально отчеты    государственному    заказчику   - координатору федеральной целевой  программы
"Жилище"   на   2002-2010   годы,  а  также ежегодно     информирует      Правительство Российской     Федерации     с    внесением предложений по совершенствованию реализации
подпрограммы



1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами

Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее именуется - подпрограмма), предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Российской Федерации.

В начальный период проведения экономических реформ неоднократно подчеркивались важность учета демографического аспекта государственной политики в развитии экономики страны и необходимость оказания помощи молодым гражданам в решении их жилищных проблем. Однако до настоящего времени не удалось создать и внедрить в широком масштабе в практику субъектов Российской Федерации приемлемых экономических механизмов государственной поддержки молодых семей с целью обеспечения их жильем.

Россия - одна из немногих стран мира, где отмечается сокращение численности населения. Уменьшение населения страны, начавшееся в конце прошлого века, продолжается на фоне снижения рождаемости. Показатель рождаемости (число родившихся на 1000 постоянных жителей) к 2000 году составил около 8 по сравнению с 13,4 в 1990 году.

По оценкам экспертов, при сохранении такой демографической тенденции население России может уменьшиться до 100 млн. человек к 2020 году и до 50-55 млн.человек к 2075 году. Особенно интенсивно будет сокращаться численность населения восточных регионов страны.

Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения, путем формирования соответствующей политики государства.

В основе снижения рождаемости, особенно в прошедшем десятилетии, лежит ухудшение качества жизни большинства населения, в том числе условий проживания.

В результате проводимых социологических исследований были выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают заводить детей. В подавляющем большинстве случаев это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов.

Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Установлено, что средний размер семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семей, которые снимают комнату или проживают в общежитии.

В связи с этим для улучшения демографической ситуации в стране необходимо будет в первую очередь обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.

Вопрос обеспечения жильем молодых семей приобретает особую актуальность в предстоящем периоде (в первом десятилетии XXI века), когда вступают в действие структурные факторы изменения возрастного состава молодежи. В 2002 году в период рождения первого ребенка вступает поколение 1982-1986 годов, т. е. поколение самой высокой численности за прошедший период, при этом согласно результатам статистического наблюдения 80 процентов детей в Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет.

По данным государственного статистического наблюдения, в Российской Федерации молодежь в возрасте от 20 до 30 лет составляет 20,7 млн.человек.

Действующей системой государственного статистического наблюдения не установлено понятие молодой семьи. На основе выборочных обследований и экспертных оценок в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей из общего числа семей (49,9 млн.). Из них большая часть (примерно 6 млн. молодых семей) нуждается в улучшении жилищных условий.

В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.

Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.

Государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться путем:

предоставления субсидий молодым малообеспеченным семьям на приобретение жилья;

компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка;

выделения строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в первую очередь в сельской местности);

предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма;

воссоздания или организации в отдельных субъектах Российской Федерации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам.

2. Основные цели и задачи подпрограммы