УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 августа 2002 года N 638
ПОДПРОГРАММА
"Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав
федеральной целевой программы "Жилище"
на 2002-2010 годы
(с изменениями на 15 мая 2003 года)
ПАСПОРТ
подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей",
входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище"
на 2002-2010 годы
Наименование | - | подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы |
Основание для | - | |
Государственный | - | Министерство образования Российской Федерации |
Цель подпрограммы | - | создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в России |
Основные задачи | - | разработка и внедрение в практику субъектов Российской Федерации правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; |
Исполнители | - | Министерство образования Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, |
Срок реализации | - | 2003-2010 годы: |
Основные | - | формирование финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; |
Объем и источники | - | общий объем финансирования подпрограммы составляет 173382,9 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные | - | создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; |
Система организации | - | государственный заказчик осуществляет общее руководство и контроль за реализацией подпрограммы. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее именуется - подпрограмма), предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Российской Федерации.
В начальный период проведения экономических реформ неоднократно подчеркивались важность учета демографического аспекта государственной политики в развитии экономики страны и необходимость оказания помощи молодым гражданам в решении их жилищных проблем. Однако до настоящего времени не удалось создать и внедрить в широком масштабе в практику субъектов Российской Федерации приемлемых экономических механизмов государственной поддержки молодых семей с целью обеспечения их жильем.
Россия - одна из немногих стран мира, где отмечается сокращение численности населения. Уменьшение населения страны, начавшееся в конце прошлого века, продолжается на фоне снижения рождаемости. Показатель рождаемости (число родившихся на 1000 постоянных жителей) к 2000 году составил около 8 по сравнению с 13,4 в 1990 году.
По оценкам экспертов, при сохранении такой демографической тенденции население России может уменьшиться до 100 млн. человек к 2020 году и до 50-55 млн.человек к 2075 году. Особенно интенсивно будет сокращаться численность населения восточных регионов страны.
Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения, путем формирования соответствующей политики государства.
В основе снижения рождаемости, особенно в прошедшем десятилетии, лежит ухудшение качества жизни большинства населения, в том числе условий проживания.
В результате проводимых социологических исследований были выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают заводить детей. В подавляющем большинстве случаев это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Установлено, что средний размер семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семей, которые снимают комнату или проживают в общежитии.
В связи с этим для улучшения демографической ситуации в стране необходимо будет в первую очередь обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.
Вопрос обеспечения жильем молодых семей приобретает особую актуальность в предстоящем периоде (в первом десятилетии XXI века), когда вступают в действие структурные факторы изменения возрастного состава молодежи. В 2002 году в период рождения первого ребенка вступает поколение 1982-1986 годов, т. е. поколение самой высокой численности за прошедший период, при этом согласно результатам статистического наблюдения 80 процентов детей в Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет.
По данным государственного статистического наблюдения, в Российской Федерации молодежь в возрасте от 20 до 30 лет составляет 20,7 млн.человек.
Действующей системой государственного статистического наблюдения не установлено понятие молодой семьи. На основе выборочных обследований и экспертных оценок в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей из общего числа семей (49,9 млн.). Из них большая часть (примерно 6 млн. молодых семей) нуждается в улучшении жилищных условий.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.
Государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться путем:
предоставления субсидий молодым малообеспеченным семьям на приобретение жилья;
компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка;
выделения строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в первую очередь в сельской местности);
предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма;
воссоздания или организации в отдельных субъектах Российской Федерации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам.
2. Основные цели и задачи подпрограммы