5. Установить, что договор подряда на капитальное строительство является основным документом, регламентирующим взаимоотношения заказчиков и подрядчиков и определяющим их взаимную экономическую ответственность за выполнение государственных планов. Договоры подряда заключаются на строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий и объектов на весь период строительства на основе утвержденного титульного списка и при наличии проектной и другой необходимой документации. В случаях пересмотра в установленном порядке проектной документации и титульного списка стройки сторонами заключаются дополнительные соглашения. На основе договора подряда между заказчиком и генеральным подрядчиком в аналогичном порядке заключается договор субподряда между генеральным подрядчиком и субподрядчиком, в котором определяются объемы и сроки выполнения комплексов работ по стройкам и объектам.
К договорам подряда как неотъемлемая их часть прилагаются графики производства строительно-монтажных работ по стройке в целом, с распределением объемов по годам с учетом нормативных сроков строительства. На планируемый год определяются квартальные задания по пусковым комплексам, технологическим этапам, отдельным объектам и сооружениям.
После заключения договора подряда учреждения банков финансируют стройки непрерывно на основе титульных списков, утвержденных в установленном порядке.
Затраты, произведенные подрядными организациями на объектах, не включенных в план и не принятых банками к финансированию, возмещению не подлежат. Средства, предусмотренные заказчиками на финансирование затрат по указанным объектам, изымаются и могут быть направлены вышестоящими организациями на финансирование строительства жилых домов и детских учреждений.
Спорные вопросы, возникающие при заключении договоров подряда на капитальное строительство, разрешаются вышестоящими организациями, а связанные с выполнением договорных обязательств - передаются на рассмотрение органов государственного арбитража.
6. В целях укрепления хозрасчетных отношений и повышения экономической заинтересованности участников инвестиционного процесса в снижении стоимости строительства за счет внедрения в практику прогрессивных проектных решений и улучшения организации строительного производства обязать министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик осуществить начиная с 1987 года переход на согласованные между заказчиками и подрядчиками договорные цены на строительство предприятий, пусковых комплексов и объектов, используя накопленный положительный опыт в Белорусской ССР и руководствуясь принятыми решениями, определяющими методы формирования договорных цен на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий.
Установить, что договорная цена определяется заказчиком и подрядчиком с участием генеральной проектной организации и субподрядных организаций в соответствии с действующими нормативными документами по определению сметной стоимости строительства и является основой для заключения договоров подряда. В договорных ценах учитываются дополнительные затраты подрядчика, связанные с организацией строительства во вновь осваиваемых районах и выполнением работ высокими темпами.
Основой для установления договорных цен являются сметные расчеты или расчетная стоимость строительства, определяемая в составе технико-экономического обоснования (ТЭО) и технико-экономического расчета (ТЭР), прошедшие государственную или ведомственную экспертизу. Возложить персональную ответственность за обоснованность и правильность договорных цен на руководителей предприятий-заказчиков и проектных организаций.
Договорная цена используется для определения объемов строительно-монтажных работ в титульных списках строек, планирования подрядных работ и материально-технических ресурсов, а также расчетов между заказчиками и подрядчиками и не подлежит изменению в течение всего периода строительства. При внесении в установленном порядке заказчиком в проектную документацию поправок, изменяющих объем и состав строительно-монтажных работ, договорная цена подлежит уточнению по согласованию с подрядчиком.
В случае, если фактическая стоимость строительства превысит договорную цену, разницу между ними относить на результаты финансово-хозяйственной деятельности соответствующих подрядных и субподрядных организаций-исполнителей.
Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, предприятиям и организациям в своей практической работе по переходу на договорные цены руководствоваться методическими указаниями Комиссии по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма.
7. Обязать министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик обеспечить:
определение в IV квартале 1986 года договорных цен по объектам, подлежащим строительству в 1987 году;
разработку в 1986-1987 годах прейскурантов и других укрупненных сметных нормативов для определения договорных цен по объектам массового строительства, со сроком действия этих прейскурантов и нормативов в течение пяти лет. В дальнейшем они должны регулярно пересматриваться через каждые пять лет.
Госстрою СССР обеспечить совершенствование прейскурантов и укрупненных нормативов, имея в виду использовать для их разработки наиболее экономичные проектные решения, а также осуществлять контроль за правильным определением договорных цен и их применением.
8. Для повышения ответственности строительных организаций за внедрение достижений научно-технического прогресса в строительстве признать целесообразным, чтобы разработка строительной части рабочей документации осуществлялась, как правило, проектно-изыскательскими организациями, подведомственными строительным министерствам и ведомствам, или по их заказам организациями других министерств и ведомств.
Разрешить строительно-монтажным трестам разрабатывать силами подведомственных проектно-сметных бюро (групп) проектно-сметную документацию на строительство объектов собственной производственной базы, а также по согласованию с заказчиками - на технически несложные объекты.
Министерствам и ведомствам СССР - заказчикам и Советам Министров союзных республик при согласовании годовых планов передавать строительным министерствам и ведомствам по установленным нормативам объемы и лимиты проектных и изыскательских работ для разработки строительной части рабочей документации.
Строительным министерствам СССР, министерствам строительства союзных республик, главным территориальным и специализированным управлениям по строительству обеспечить развитие подведомственных проектных организаций.
Госстрою СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик осуществить последовательную передачу строительным министерствам проектных институтов или их подразделений, ведущих проектирование строительной и инженерной частей объектов, и обеспечить тесное взаимодействие проектных организаций строительных министерств с головными институтами Госстроя СССР, определяющими научно-технический прогресс по соответствующим направлениям.
Госстрою СССР и Госплану СССР начиная с 1989 года предусматривать строительным министерствам и ведомствам задания по экономии материальных ресурсов за счет совершенствования проектных решений по стройкам, проектирование строительной части которых осуществляется подведомственными им проектными организациями или по их заказам.
9. Установить, что экономия, исчисленная как разница между договорной ценой и сметой, составленной по рабочим чертежам, полученная за счет совершенствования объемно-планировочных и технологических решений, внедрения эффективных материалов, конструкций и изделий, улучшения организации строительства, применения прогрессивных машин и механизмов, других мероприятий, в размере 25 процентов направляется в доход государственного бюджета. Оставшаяся часть экономии в размере 75 процентов распределяется генеральным подрядчиком между строительными, монтажными, проектными организациями, предприятиями и организациями - заказчиками и другими участниками строительства с учетом конкретного вклада каждого из них в снижение стоимости строительства.
Причитающаяся строительно-монтажным организациям часть средств используется на осуществление мероприятий по внедрению достижений научно-технического прогресса, на развитие производственной базы, строительство жилых домов и других объектов социального назначения, в том числе до 10 процентов этих средств - на материальное поощрение работников.
Установить, что 60 процентов средств от общей экономии может быть израсходовано на указанные цели и платежи в бюджет по мере накопления средств, а 40 процентов - только после утверждения актов государственных комиссий (рабочих комиссий) о вводе мощностей и объектов в эксплуатацию, исходя из фактически полученной экономии.
10. Считать необходимым продолжить проводимую в Белорусской ССР работу по применению экономических методов управления и стимулирования строительного производства, имея в виду обеспечить дальнейшее совершенствование существующего хозяйственного механизма в части расчетов за готовую строительную продукцию и системы договорных цен на эту продукцию, дифференцирования цен в зависимости от качества строительства, а также порядка распределения экономии, получаемой за счет снижения стоимости строительства против договорной цены, в целях повышения заинтересованности подрядных, проектных, научно-исследовательских, конструкторских организаций, предприятий и организаций - заказчиков, в зависимости от эффективности капитального строительства.
11. Обязать министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик осуществить начиная с 1986 года поэтапный перевод на полный хозяйственный расчет и самофинансирование строительно-монтажных трестов и приравненных к ним организаций, главных территориальных и специализированных управлений по строительству, министерств строительства союзных республик.
Положить в основу взаимоотношений строительно-монтажных организаций, промышленных предприятий, транспортных и других организаций, входящих в систему как одного, так и различных министерств и ведомств, хозяйственные договоры, определяющие взаимные обязательства сторон и имущественную ответственность за их выполнение.
12. В целях укрепления хозяйственного расчета в подрядных организациях, повышения роли заказчика в инвестиционном процессе, усиления контроля за выполнением строительно-монтажных работ по технологическим этапам, комплексам работ, объектам и сооружениям в строгом соответствии с договорами подряда: