Действующий

О практике реализации приказа Минюста России от 12 апреля 2001 года N 119

Приложение N 2
к распоряжению Министерства юстиции
Российской Федерации
от 20 декабря 2001 года N 303



РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке информационных сообщений в Министерство юстиции
Российской Федерации о процессах в сфере юстиции
в субъектах Российской Федерации

В целях улучшения организации и повышения качества информирования Минюста России о процессах в сфере юстиции в субъектах Российской Федерации предлагается:

1. Аналитическую работу с информацией (фактами, сведениями, данными) для формирования соответствующих разделов информационной сводки осуществлять в следующей последовательности:

уяснение задачи по подготовке информации в соответствии с конкретным разделом (подразделом) Табеля информационных сообщений в Министерство юстиции Российской Федерации о процессах в сфере юстиции в субъектах Российской Федерации (далее - Табель);

сбор информации с учетом требований, вытекающих из норм Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федераций, ведомственных нормативных правовых актов;

первичная оценка полученной информации по критериям относимости, своевременности, достоверности, объективности и полноты;

анализ информации с целью выявления устойчивых тенденций в развитии процессов, а также влияющих на них факторов;

оценка явлений (фактов, сведений) на их соответствие требованиям норм вышеуказанных нормативных правовых актов, формулирование проблемных вопросов (ситуаций);

определение предпочтительного варианта разрешения проблемных вопросов;

подготовка предложений руководителю территориального органа по составу и содержанию информации для включения в информационную сводку.

2. При подготовке информационных сводок основное внимание уделять анализу и обобщению имеющихся фактов, сведений, данных. Разделы информационных сводок излагать кратко, не дублируя названия их подразделов. Придерживаться следующей структуры изложения разделов (подразделов) информационных сводок:

краткая оценка состояния дел в рассматриваемой сфере деятельности;

определение имеющихся проблем, тенденций развития процессов в сфере юстиции и их проявление (факты, примеры, статистические данные);

прогнозирование возможных последствий проявления проблем (тенденций);

принятые или предпринимаемые руководством территориального органа Минюста России меры по разрешению проблем и преодолению негативных тенденций и их результаты;

предложения по разрешению проблем на уровне Минюста России, его федеральных управлений по федеральным округам, управлений уголовно-исполнительной системы Минюста России по федеральным округам при Главном управлении исполнения наказаний.

3. При подготовке информации для ее представления в Минюст России в соответствии с Табелем учитывать следующие рекомендации:

3.1. В информацию по первому разделу Табеля включать сведения о рассмотренных проектах нормативных правовых актов, в которых имеются несоответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, и возникающих проблемах в процессе участия в нормотворческой деятельности. При этом целесообразно не просто указать количество нормативных правовых актов, в которых выявлены несоответствия федеральному законодательству, и назвать их, но и проанализировать типичные противоречия по отношению к федеральному законодательству с приведением примеров, классифицировать выявленные противоречия, указать их направленность и оценить возможные последствия действия таких норм в экономической, социальной, политической сферах, в сфере государственного строительства, сформулировать существующие проблемы участия в законопроектной деятельности и предложения по улучшению этой работы. Это позволит не только проследить тенденции имеющихся несоответствий Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, но и выявить их причины, которые в том числе могут заключаться в неурегулированности федеральным законодательством тех или иных сфер общественных отношений, пробелах законодательства.

Важное значение имеет информация о мерах, принимаемых территориальными органами Минюста России, по устранению противоречий, содержащихся в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, и о результатах реализации таких мер. В состав такой информации целесообразно включать сведения об организации взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и прокуратуры, о тенденциях развития взаимоотношений с заинтересованными органами при приведении нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством, имеющихся при этом трудностях и проблемах.

3.2. В состав информации по второму разделу Табеля необходимо включать сведения о том, какие именно права граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве, нарушены, в чем состоят эти нарушения, их причины, тенденции и возможные последствия.

Информация о работе с нотариусами требует анализа нарушений, допускаемых нотариусами, их причин, сведений о мерах, предпринимаемых территориальными органами Минюста России, по организации контроля за деятельностью нотариусов, принятых организационно-управленческих решениях по совершенствованию деятельности территориальных органов Минюста России в сфере нотариата, анализа эффективности их реализации с приведением конкретных данных и фактов. Определенный интерес может представлять информация о достаточности нотариальных контор, юридических консультаций в ряде субъектов Российской Федерации и их доступности для граждан (в том числе с учетом миграционных процессов, компактного расселения беженцев и переселенцев).

Информация о работе с адвокатурой должна содержать результаты анализа фактов отказа адвокатов от ведения дел по назначению и фактов других нарушений ими своих профессиональных обязанностей, причин и тенденций таких нарушений, сведения о мерах, предпринимаемых совместно с коллегиями адвокатов по таким фактам, оценку эффективности этих мер. В этой связи интерес представляли бы также сведения о сложившейся процедуре получения данных из коллегий адвокатов и судов об отказе адвокатов от ведения дел по назначению, мерах по ее совершенствованию, имеющихся проблемах и предложениях по их разрешению.

3.3. Информация по третьему разделу Табеля не должна ограничиваться только фактическими данными о попытках государственной регистрации и перерегистрации общественных и религиозных объединений, уставные цели и деятельность которых имеют антиконституционную направленность, но и учитывать результаты анализа этих данных с выводами об имеющихся тенденциях и проблемах. В состав информации по этому разделу целесообразно включать сведения об организации, принимаемых и планируемых мерах по контролю за деятельностью общественных и религиозных объединений, в том числе на основе взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, результатах реализации контрольных функций.

Кроме того, информация по разделу должна содержать обобщенные данные о противоправной деятельности зарегистрированных общественных объединений, оценку возможных последствий такой деятельности и их влияния на общую ситуацию в регионе, предложения по устранению пробелов федерального законодательства, совершенствованию нормативной правовой базы в этой сфере деятельности.

3.4. В информации по пятому разделу необходимо приводить сведения о проведенных и планируемых проверках деятельности учреждений по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, давать характеристику выявленных нарушений (в том числе в процентном отношении от общего числа регистрационных действий в сравнении с прошлым периодом), анализировать их причины. Информация по этому разделу должна содержать характеристику мер, принятых территориальными органами и учреждениями Минюста России, по устранению и недопущению нарушений, оценку их эффективности.

3.5. В состав информации по шестому разделу Табеля при наличии фактов нарушения действующего законодательства по обеспечению установленного порядка деятельности судов, установленных в судебном порядке либо мерами прокурорского реагирования, следует включать сведения о количестве, обстоятельстве, характере и причинах нарушений, принимаемых территориальными органами Минюста России мерах по недопущению подобных фактов, проблемах в этой области деятельности и предложениях по их разрешению.

3.6. Информация по седьмому разделу Табеля должна содержать данные об исполнительных производствах по взысканию значительных сумм в бюджет Российской Федерации и имеющих важное значение для социально-экономического развития региона (приказ Минюста России от 23 мая 2001 года N 156). При этом необходимо указывать: стороны производства; предмет исполнения; в чем проявляется значимость; совершенные исполнительные действия; результаты производства; проблемы исполнения; причины, препятствующие исполнению; предложения по устранению указанных причин. По ранее возбужденным исполнительным производствам должны быть дополнительно приведены: динамика их реального исполнения по сравнению с предыдущим периодом; негативные и позитивные тенденции, возникающие в ходе исполнения; принятые меры по разрешению возникающих проблем (конкретные примеры); перспективы погашения задолженности.

Информация о возбуждении исполнительных производств в отношении органов государственной власти и иных государственных структур должна содержать характеристику наиболее общих тенденций, проблемы исполнения и меры, принятые для их разрешения.

В информации о нарушениях законности при обеспечении исполнения актов судебных и других органов требуется указывать не только количество нарушений, но и тенденции (рост или снижение по сравнению с предыдущим периодом), причины негативных тенденций, меры, принятые территориальными органами, по устранению этих причин, результативность реализации таких мер.