МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по порядку исчисления и уплаты единого социального налога
(с изменениями на 26 мая 2003 года)
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 31.12.2001 N 198-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ о внесении дополнений и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации) и разъясняют порядок исчисления и уплаты единого социального налога (далее - налог).
Общие положения
Методические рекомендации изданы в целях обеспечения единообразного применения положений главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В настоящих Методических рекомендациях используются следующие сокращения:
НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая);
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации;
ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации.
1. При применении статьи 235 НК РФ следует учитывать, что налогоплательщиками признаются:
а) организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации;
б) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, на основании абзаца второго пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Федеральный закон от 29.12.95 N 222-ФЗ);
в) организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, на основании статьи 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 31.07.98 N 148-ФЗ);
г) индивидуальные предприниматели, к которым согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы, включая индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, или переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" оказывать сопутствующие аудиту услуги могут в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы).
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 11.03.92 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" оказание услуг в сфере охранной деятельности разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения. Частные охранники, имеющие лицензию на право оказания охранных услуг и осуществляющие свою деятельность на основании трудовых соглашений, заключаемых со службами безопасности организаций (частными охранными предприятиями), являются работниками по отношению к данным организациям. Таким образом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ указанные организации, производящие выплаты физическим лицам (охранникам), являются налогоплательщиками, и, соответственно, применяют ставки налога, порядок исчисления и уплаты налога для данной категории налогоплательщиков (пункт 1 статьи 241, статья 243 НК РФ);
д) крестьянские (фермерские) хозяйства.
Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога на основании пункта 4 статьи 346.1 НК РФ, не являются налогоплательщиками налога;
е) родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования.
Согласно статье 1 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" семейные (родовые) общины малочисленных народов - это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;
ж) физические лица.
В соответствии со статьей 11 НК РФ к налогоплательщикам относятся также иностранные граждане (лица без гражданства), производящие выплаты физическим лицам;
з) адвокаты - лица, получившие статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность в порядке, установленном Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ).
Статьей 9.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) установлено, что в период после вступления в силу Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ и до приведения своих организационно-правовых форм в соответствие с требованиями указанного Федерального закона, коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, действующие на момент введения в действие Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", несут обязанности по исполнению функций налогового агента, предусмотренные статьей 244 НК РФ.
Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому основанию.
Так, если индивидуальный предприниматель для выполнения работ, оказания услуг привлекает физических лиц по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, то он должен уплачивать налог с выплат и вознаграждений, начисленных в пользу наемных работников, а также с собственных доходов, полученных от предпринимательской деятельности. В налоговый орган по месту постановки на учет (месту жительства) он должен представлять ежеквартально расчеты по авансовым платежам и по итогам года налоговую декларацию как лицо, производящее выплаты физическим лицам, а также налоговую декларацию как индивидуальный предприниматель по уплате налога с собственных доходов.