531. Юридическая консультация - совет специалиста в области юриспруденции, получение информации и справки юридического характера.
532. Высокая эффективность в деятельности должностных лиц юридической службы в ходе подготовки и проведения юридической консультации достигается:
чутким и внимательным отношением к людям, уважением чести и личного достоинства каждого обратившегося за юридической консультацией;
ведением работы по предложениям, заявлениям и жалобам и делопроизводства по ним в строгом соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации 2000 года N 615 "О работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации";
анализом и обобщением обращений военнослужащих, лиц гражданского персонала, членов их семей к командованию и в вышестоящие органы военного управления с предложениями, заявлениями и жалобами;
методическим руководством и постоянным контролем за подведомственными подразделениями (должностными лицами) юридической службы;
умелой организацией работы по систематизации приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и других должностных лиц;
ведением регулярной справочной работы по законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, другим нормативным актам;
своевременным изданием справочника (перечня изменений и дополнений в справочник) по приказам и директивам Министра обороны Российской Федерации и других должностных лиц;
широким использованием в своей работе ПЭВМ с правовыми информационными системами;
взаимодействием при решении возникающих вопросов с должностными лицами кадровых, финансовых и квартирно-эксплуатационных органов, вещевой, продовольственной и других служб;
тесным сотрудничеством с органами государственной власти и управления, военной прокуратурой, военными судами, другими государственными и общественными организациями в ходе осуществления мероприятий по обеспечению законности в деятельности органов военного управления, воинской части, защите их прав и законных интересов.
533. Юридическое консультирование по вопросам, возникающим в деятельности органов военного управления, должностных лиц воинской части возлагается на начальника юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, начальников подразделений юридической службы, старших юрисконсультов армий (флотилий), помощников командиров по правовой работе (приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 года N 100). Оно проводится в рабочем порядке в ходе служебной деятельности указанных лиц.
Консультирование может быть возложено на других должностных лиц подразделений юридической службы, имеющих высшее юридическое образование, а также обучающихся на последних курсах образовательных учреждений высшего профессионального образования по юридической специальности или имеющих среднее специальное юридическое образование, полученное в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию. Оно осуществляется в ходе подготовки личного приема соответствующих командиров и начальников, при опросе военнослужащих во время инспектирования (проверки) войск, в часы работы нештатной юридической консультации гарнизона, при проведении занятий и бесед по правовой тематике и в другое время.
534. В отдаленных гарнизонах, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, где отсутствуют физические и юридические лица, имеющие право в соответствии с законодательством Российской Федерации на оказание платных юридических услуг, в воинских частях, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, и в других случаях при необходимости представителями подразделений юридической службы могут даваться консультации по правовым вопросам, не относящимся к деятельности органов военного управления, воинских должностных лиц.
535. Время и место работы, руководство и состав нештатной юридической консультации гарнизона определяются приказом начальника гарнизона и объявляются всем военнослужащим гарнизона и лицам гражданского персонала. Для работы внештатной юридической консультации гарнизона могут привлекаться представители органов военной прокуратуры, военных судов, органов воспитательной работы, правовой актив, специалисты различных служб.
Помещение, где проводится консультация, должно иметь свободный доступ военнослужащих, лиц гражданского персонала, других граждан. Оно оборудуется средствами телефонной связи. Другие технические и информационные средства, правовая литература, официальные источники нормативных правовых актов, необходимые для организации нормальной работы, определяются приказом начальника гарнизона. Как правило, консультация ведется в гарнизонном доме офицеров.
536. Офицер (должностное лицо) юридической службы, ведущий юридическую консультацию:
сообщает посетителю свою фамилию, имя и отчество, воинское звание и занимаемую должность;
внимательно выслушав посетителя, подробно уясняет суть задаваемого вопроса, определяет характер правоотношений и закон или иной нормативный правовой акт, которым следует руководствоваться при ответе;
запрашивает от соответствующих должностных лиц информацию, документы, справки и другие сведения, необходимые для подтверждения или опровержения излагаемых посетителем обстоятельств, правовой их оценки, а также для полного и аргументированного ответа на поставленные вопросы;
защищает интересы военнослужащих, членов их семей, оказывает им всяческую поддержку в реализации прав и льгот, установленных законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих;
при необходимости разъясняет, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1997 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" военнослужащие вправе обжаловать в военный суд действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы;
принимает предложения, заявления и жалобы посетителей и регистрирует их в установленном порядке. Устные предложения, заявления и жалобы заносит в книгу учета посетителей, в тот же день доводит их до командиров и начальников, в компетенции которых находится решение вопроса, сообщает заявителям в установленные сроки о принятых по ним решениях;
дает разъяснения посетителю, куда следует обратиться с предложением, заявлением или жалобой, если поставленный вопрос не относится к ведению органов военного управления, воинской части;
принимает письменные или устные просьбы о личном приеме соответствующими должностными лицами, сообщает заявителям после согласования время и место такого приема;
сообщает заявителям о ходе рассмотрения их обращений в органе военного управления, воинской части;
по просьбе заявителей готовит письменные сообщения (справки) о решениях, принятых по их предложениям, заявлениям, жалобам, о результатах личного приема соответствующим командиром (начальником), разъясняет порядок их обжалования.