Недействующий

Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2011 года) (утратил силу на основании приказа Минобороны России от 03.12.2015 N 717)

Раздел XIV. Правовая работа при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб военнослужащих, гражданского персонала и других граждан

469. о соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы также в суд.

470. Каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу лично или уполномочивать на это другое лицо о незаконных в отношении его действиях командиров (начальников) или других военнослужащих, о нарушении установленных законами прав и преимуществ, а также о неудовлетворении его положенным довольствием.

Военнослужащий, обнаруживший хищение или порчу военного имущества, незаконное расходование денежных средств, злоупотребления в снабжении войск, недостатки в содержании вооружения и военной техники или другие факты нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации, обязан доложить об этом непосредственному начальнику, а также может направить письменное предложение по устранению этих недостатков или заявление старшему начальнику до Министра обороны Российской Федерации включительно, в органы военной юстиции и другие органы государственной власти и управления.

Военнослужащий вправе также обратиться с жалобой в суд на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.

471. Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:

лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;

знакомиться с материалами проверки по жалобе;

представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим жалобу;

требовать возмещения ущерба в установленном порядке

472. Предложение (заявление, жалоба) может быть изложено устно или подано в письменном виде.

Письменное обращение военнослужащего, другого гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства, работы (службы) или учебы. Письменное обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

473. Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.

474. Военнослужащий, подавший жалобу, не освобождается от выполнения приказов и своих служебных обязанностей.

475. Жалобу запрещается подавать на боевом дежурстве, при нахождении в строю (за исключением жалоб, подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом суточном наряде и на занятиях.

476. На опросе военнослужащих жалоба может быть заявлена устно или подана письменно непосредственно лицу, производящему опрос. Военнослужащие, отсутствовавшие по какой-либо причине на опросе, могут подавать жалобы в письменном виде непосредственно на имя командира начальника), проводившего опрос.

477. Запрещается препятствовать подаче жалобы военнослужащими другими гражданами, подвергать их за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир (начальник) так же, как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.

478. Командир (начальник) несет личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.

479. Командир (начальник) обязан рассмотреть полученное предложение (заявление, жалобу) в трехдневный срок и, если предложение (заявление, жалоба) будет признано правильным, немедленно принять меры для выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу); принимать меры по выявлению причин, вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан, полнее использовать содержащуюся в них информацию для изучения положения дел в подразделениях.

480. Командир (начальник), получивший предложение (заявление, жалобу), не имеющий достаточных прав для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего предложение (заявление, жалобу), не позднее чем в пятидневный срок направляет предложение (заявление, жалобу) по команде в установленном порядке.

481. В случаях, когда предложение (заявление, жалоба) военнослужащего, другого гражданина не содержит необходимых сведений для решения о том, куда следует направить предложение (заявление, жалобу) для рассмотрения, или когда требуются дополнительные данные или иное оформление для передачи его по команде или в соответствующее учреждение (военное образовательное учреждение профессионального образования), предложение (заявление, жалоба) немедленно возвращается военнослужащему, подавшему его, с соответствующими разъяснениями.

482. Запрещается пересылать заявления и жалобы на рассмотрение тех лиц, действия которых обжалуются. О направлении предложения (заявления, жалобы) в другое учреждение (штаб, управление) обязательно уведомляется заявитель:

483. Предложения, заявления и жалобы военнослужащих, а также заявления и жалобы членов их семей разрешаются:

в воинских частях - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;

в управлениях военных округов, флотов, Министерстве обороны Российской Федерации - в срок до 15 дней со дня поступления.

484. В случаях, когда для разрешения предложения, заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешения обращений могут быть, в порядке исключения, продлены командиром воинской части, но не более чем на 15 дней с сообщением об этом заявителю.

485. Заявления и жалобы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других граждан разрешаются в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не более 15 дней со дня их поступления в воинскую часть, обязанную разрешать вопросы по существу. При необходимости проведения специальной проверки, истребования дополнительных материалов и принятия других мер сроки разрешения могут быть, в порядке исключения, продлены командиром (начальником) или его заместителем, но не более чем на месяц, о чем сообщается заявителю.

486. Предложения гражданского персонала, членов семей военнослужащих и других граждан разрешаются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение.