213. Претензии о возмещении ущерба в случае полной или частичной утраты, недостачи, повреждения или порчи экспортного груза, предъявляемые управлению выходной пограничной дороги, или импортного груза, предъявляемые дороге назначения, рассматриваются грузовыми службами дорог в соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС, Тарифное руководство N 11-А)*, Тарифом на перевозку пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в Советско-Финляндском прямом железнодорожном сообщении (Тарифное руководство N 16-Б), Соглашением о Советско-Иранском прямом международном железнодорожном сообщении (Тарифное руководство N 23), Правилами перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в Советско-Турецком прямом железнодорожном сообщении (Тарифное руководство N 26-Б) и Международным тарифом на перевозку грузов в сообщении между железными дорогами СССР и железными дорогами Австрии (САТ, Тарифное руководство N 29-Б), Условиями перевозки грузов между СССР и СФРЮ транзитом по железным дорогам ВНР (Тарифное руководство N 27), Правилами к Соглашению о международном прямом смешанном железнодорожном грузовом сообщении (МЖВС, Тарифное руководство N 25-А), Правилами к Соглашению о перевозке грузов и контейнеров в международном прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении между СССР и НРБ (МЖВСК, Тарифное руководство N 28), Правилами перевозок грузов в контейнерах в международном прямом смешанном железнодорожно-морском грузовом сообщении между СССР и ГДР (МСГКС, Тарифное руководство N 30), Правилами перевозок грузов в вагонах в международном прямом железнодорожно-паромном сообщении между СССР и НРБ (МПЖС, Тарифное руководство N 32)**. Кроме того, претензии о возмещении ущерба за несохранность импортных грузов должны рассматриваться дорогами в соответствии с Правилами предъявления и рассмотрения претензий по перевозкам грузов в международном сообщении (ЦИ/1933 от 1957 года).
________________
* См. с.337.
** В настоящем сборнике не помещаются - см. отдельные издания.
214. За ущерб, возникший вследствие полной или частичной утраты или повреждения груза с момента приема его к перевозке до момента выдачи, железная дорога ответственна в пределах условий, установленных соглашениями на перевозку грузов в соответствующих международных сообщениях.
215. Грузовая служба при рассмотрении претензии на несохранность перевозки импортных грузов руководствуется соответствующим соглашением о перевозке грузов в международном железнодорожном сообщении, а при отсутствии в соглашении необходимых указаний - Уставом и Правилами.
Грузовая служба, получив претензию, должна проверить наличие права предъявителя на заявление претензии, а также всех необходимых документов и соблюдение срока давности на предъявление претензии согласно требованиям соответствующего соглашения.
Если при предварительном рассмотрении претензии будет установлено, что она заявлена правильно, грузовая служба обязана проверить и установить, при каких обстоятельствах произошла утрата, недостача, повреждение или порча груза, обязаны ли железные дороги возмещать ущерб и, если обязаны, то какие: советские или иностранные железные дороги должны нести ответственность по данной перевозке.
Если в результате такого предварительного рассмотрения претензии грузовой службой будет установлено, что ответственность иностранных железных дорог исключается, претензия должна быть рассмотрена грузовой службой согласно абзацу 2 8 Правил предъявления и рассмотрения претензий по перевозкам грузов в международном сообщении (ЦИ/1933).
Если при приеме груза от иностранных железных дорог был составлен коммерческий акт на несохранность груза, установленную в вагоне за исправными пломбами пункта погрузки, данные о которых соответствуют данным в накладной, или таможенными пломбами, о наложении которых также имеется отметка в накладной, а погрузку груза и определение массы выполнял отправитель своими средствами (о чем указано в накладной), грузовая служба претензию за такую несохранную перевозку должна отклонить на основании 2 и 3 ст.22 СМГС или на основании соответствующих статей соглашений, указанных в 213 настоящей Инструкции.
216. При перевозке грузов из западноевропейских стран, железные дороги которых не участвуют в СМГС или других соглашениях, указанных в 213 настоящей Инструкции, претензии за несохранность груза, установленную коммерческими актами пограничных станций СССР, в иностранных вагонах за пломбами западноевропейских железных дорог или отправителей должны отклоняться на основании 9 ст. 28 СМГС и абзаца 2 3 Правил (ЦИ/1933) с предложением урегулировать их через соответствующие В/О МВТ СССР.
217. Если в результате предварительного рассмотрения претензии грузовой службой будет установлена ответственность иностранных железных дорог (при погрузке груза железной дорогой, или в случае составления коммерческого акта попутной станции иностранных дорог о несохранности груза, или при наличии пломб попутной станции и отсутствии отметки в накладной, или акта общей формы о причинах замены пломб), такая претензия в 30-дневный срок с момента предъявления, подтвержденного почтовым штемпелем, должна быть возвращена грузовой службой заявителю для направления ее заказчику груза на оформление в соответствии с 6 и 8 Правил предъявления и рассмотрения претензий по перевозкам грузов в международном сообщении (ЦИ/1993) от 30 сентября 1957 г. Если грузовая служба задержит у себя выяснение данного вопроса на больший срок, то возможные последствия от такой задержки возлагаются на ответственность данной железной дороги.
218. Если в результате предварительного рассмотрения претензии грузовой службой будет установлена, помимо ответственности иностранных железных дорог, также и ответственность иноотправителя и железных дорог СССР, то такая претензия также должна быть в 30-дневный срок возвращена заявителю для направления ее заказчику груза на оформление в соответствии с 8 Правил (ЦИ/1933) от 30 сентября 1957 г.
Однако при этом та часть претензии, по которой установлена ответственность железных дорог СССР, должна быть рассмотрена дорогой назначения по существу и результат сообщен заявителю в тот же 30-дневный срок одновременно с сообщением о необходимости направить претензию заказчику на оформление за недостачу, по которой предполагается ответственность иностранных железных дорог или отправителя.
При рассмотрении претензий граждан (домашние вещи) Управление железной дороги назначения груза удовлетворяет ту часть претензии, за которую ответственны советские железные дороги. Если будет установлена ответственность иностранных дорог, такая претензия не возвращается заявителю, а пересылается управлению входной пограничной железной дороги, о чем уведомляется заявитель. В уведомлении должно быть указано, что такая претензия разрешается входной пограничной дорогой в течение 180 дней. Если к претензии не приложены все необходимые материалы для пересылки ее на пограничную дорогу с последующим направлением иностранным железным дорогам, такие материалы должна потребовать у заявителя дорога назначения. В случае непредставления заявителем необходимых документов при претензии (коммерческого акта, накладной, дубликата накладной, заверенной описи и т.д.) такая претензия возвращается заявителю.
По признанным иностранными железными дорогами претензиям граждан управление входной пограничной железной дороги уведомляет заявителя, дорогу назначения и контору "Совжелдоррасчет" в пятидневный срок с момента получения согласия на оплату иностранной железной дорогой. В этом случае управление входной дороги выплачивает (перечисляет) заявителю сумму в том размере, в каком признали иностранные дороги, не ожидая поступления суммы от конторы "Совжелдоррасчет".
219. Предъявлением претензии к железной дороге приостанавливается течение срока давности по тем отправкам, за несохранность перевозки которых ответственны железные дороги СССР.
Если грузовая служба оставила претензию у себя для окончательного разрешения, течение срока давности приостанавливается на период времени со дня заявления претензии до дня ответа на нее или, если претензия оставлена без ответа, до дня истечения срока на рассмотрение претензии согласно условиям соответствующего международного соглашения. Течение срока давности продолжается с соответствующего почтовому штемпелю на конверте дня получения заявителем ответа от управления железной дороги об отклонении претензии, а в случае оставления претензии без ответа - со дня истечения срока на рассмотрение претензии согласно условиям соответствующего международного соглашения.
Судебный иск по претензии может быть предъявлен по надлежащей подсудности только к той дороге СССР, к которой предъявлена была данная претензия.
220. Претензии, заявленные иностранными гражданами или посольствами, консульствами, миссиями, представительствами или другими иностранными организациями, аккредитованными в СССР, при наличии ответственности иностранных железных дорог или смешанной ответственности - иностранных железных дорог и железных дорог СССР пересылаются грузовой службой дороги назначения не позднее 30-дневного срока со дня получения претензий в части, относящейся к ответственности инодорог Управлению той пограничной железной дороги СССР, которая является входной пограничной дорогой для груза, по несохранной перевозке которого заявлена претензия с одновременным уведомлением об этом заявителей претензий. Претензия в части, относящейся к ответственности советских дорог должна быть удовлетворена в соответствии с абзацем 2 8 Правил (ЦИ/1933).
Ответы и уведомления по претензиям иностранных граждан, посольств, консульств, миссий и представительств должны подписываться начальником дороги или его заместителем.
Претензии за несохранные перевозки экспортных грузов, относящиеся к ответственности железных дорог СССР и поступающие от иностранных железных дорог на выходные пограничные железные дороги СССР, должны быть этими дорогами рассмотрены в соответствии с действующими международными соглашениями.
Железные дороги СССР по требованию выходных пограничных дорог обязаны в 5-дневный срок выслать им коммерческие акты, материал расследования и другие документы, необходимые для правильного разрешения претензий, пограничным дорогам.
221. В случае полной или частичной утраты, порчи, повреждения экспортных грузов при перевозке по железным дорогам СССР выходная пограничная дорога, получившая претензию от иностранной железной дороги, обязана принять меры через дорогу отправления к допоставке отправителем груза взамен утраченного во избежание выплаты претензионной суммы ущерба в валюте с отнесением стоимости дополнительно поставленного груза на счет дороги, виновной в утрате груза.
222. Грузовая служба дороги обязана рассмотреть поступившую претензию и уведомить заявителя об ее удовлетворении или отклонении в сроки, установленные соглашениями, правилами и тарифами по перевозкам грузов в прямых международных железнодорожных сообщениях.
Так, согласно 8 ст.28 СМГС, железная дорога обязана рассмотреть претензию и дать на нее заявителю ответ в 180-дневный срок со дня ее заявления, подтвержденного почтовым штемпелем или распиской управления железной дороги в получении претензии непосредственно от заявителя.
Претензии, возникающие при перевозках грузов из Ирана в СССР, по коммерческим актам, составленным на исправные пломбы станции Джульфа Азербайджанской железной дороги СССР, из которых не усматривается вина перевозчика, регулируются получателями грузов в СССР непосредственно с иранскими отправителями через В/О "Востокинторг" МВТ без участия железных дорог СССР.
При поступлении таких претензий грузовая служба в 10-дневный срок пересылает их В/О " Востокинторг" МВТ по адресу: Москва, 121200, Смоленская-Сенная, 32/34, с уведомлением об этом заявителя претензии.
223. Если материалами рассмотрения подтверждается, что по данной отправке, по которой заявлена претензия, действительно была утрата или повреждение груза при перевозке по железным дорогам СССР, необходимо проверить расчет заявителя претензии и установить количество и размер ущерба утраченного или поврежденного груза, определенного согласно 201 настоящей Инструкции.