172. Претензии отправителей и получателей за утрату, недостачу, порчу и повреждение грузов рассматривают грузовые службы железных дорог на основании Устава железных дорог Союза ССР (именуемый Устав) и Правил перевозок грузов (часть 1).
Когда заявитель претензии требует по одной и той же накладной возмещения за утрату, недостачу или порчу груза, а также возврата перебора провозной платы или уплаты штрафа за просрочку в доставке груза, грузовая служба делает для себя выписку из накладной сведений, необходимых для рассмотрения претензии о недостаче, утрате или порче груза, и по этим данным рассматривает претензию и дает ответ заявителю.
Накладная же с выпиской из претензионного заявления незамедлительно, но не позднее 10 дней со дня поступления передается в финансовую службу дороги для рассмотрения претензии в остальной части, о чем сообщается заявителю претензии.
173. Грузовая служба обязана рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об ее удовлетворении или отклонении в сроки, установленные соответствующей статьей Устава.
При поступлении претензии в первую очередь проверяется:
а) правильность адресования претензии Управлению данной дороги;
б) наличие права на заявление претензии;
в) соблюдение срока на заявление претензии;
г) наличие приложенных к заявлению документов, предусмотренных ст.ст.169 и 173 Устава, а также принадлежность документов к данной претензии;
д) наличие при претензии документов, подтверждающих обстоятельства, послужившие основанием к возникновению материальной ответственности железной дороги, и размера суммы претензии;
е) правильность оформления претензионного заявления.
174. Претензионные заявления, не подписанные руководителем организации или его заместителем, а также не подписанные отдельными гражданами, не рассматриваются и вместе с приложенными к ним документами возвращаются заявителю в десятидневный срок со дня получения для оформления в соответствии с требованиями Правил предъявления и рассмотрения претензий.