Недействующий

Инструкция по актово-претензионной работе на железных дорогах (извлечение) (не применяется на территории Российской Федерации на основании приказа Минтранса России от 22.05.2019 N 152)

2. РАССМОТРЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ АКТОВ ПО ИМПОРТНЫМ ГРУЗАМ

146. Коммерческие акты, составленные станциями железных дорог СССР на несохранности импортных грузов, поступившие в Управление дороги назначения, транзитной дороги или дороги перегрузки, рассматривают и высылают ответственным дорогам порядком, установленным настоящей Инструкцией для внутреннего сообщения. При этом копии коммерческих актов пограничных и припортовых станций на несохранность грузов с отметкой о результатах выдачи на станции назначения, если новый коммерческий акт не составлялся, на пограничные и припортовые станции не высылают.

147. Коммерческие акты по перевозкам грузов в бесперегрузочных сообщениях, составленные на ответственность иностранных железных дорог, поступившие в Управление дороги назначения или транзитной дороги, грузовая служба этой дороги не позднее 15 дней со дня составления акта обязана направить грузовой службе пограничной дороги, принявшей груз из-за границы, кроме грузов из МНР, а также из КНР и СРВ через МНР.

В бесперегрузочных сообщениях МНР - СССР и транзитом через МНР из КНР и СРВ в СССР пограничным дорогам, принявшим груз из-за границы, коммерческие акты грузовыми службами дорог назначения или транзитных дорог не высылаются. Указанные коммерческие акты с пломбами МТЗ хранятся в грузовых службах дорог назначения грузов или транзитных дорог до затребования их пограничными дорогами для рассмотрения претензий грузополучателей под ответственность иностранных дорог.

148. Грузовая служба пограничной дороги по получении коммерческих актов, составленных под ответственность иностранных дорог, проверяет правильность их составления, запрашивает от пограничной станции пломбы иностранной дороги и при подтверждении ответственности иностранной дороги направляет ей акты при сопроводительном письме.

Чехословацким, Болгарским и Румынским железным дорогам коммерческие акты высылаются на расследование только в том случае, если на основании данного коммерческого акта получателем груза заявлена претензия. Венгерским, Польским и Германским государственным железным дорогам акты также направляются на расследование только в случае предъявления претензии, за исключением коммерческих актов, составленных на бездокументные и разъединенные грузы, а также на домашние вещи.

Акты должны быть направлены ответственным иностранным железным дорогам - участницам СМГС, а также Советско-Югославского и Советско-Австрийского соглашения не позднее 50-дневного срока, Советско-Финляндского соглашения - 45-дневного срока, а Советско-Иранского и Советско-Турецкого соглашения - 40-дневного срока со дня составления акта.

149. Письма, при которых направляются акты за границу, должны быть подписаны начальником железной дороги (образец письма для пересылки актов ответственным иностранным дорогам (см. далее).

150. Коммерческие акты, ошибочно составленные пограничными и перегрузочными станциями или станциями назначения на недостачи массы импортного груза, не превышающие нормы убыли в массе, предусмотренные статьей 23 СМГС и соответствующими статьями других международных железнодорожных соглашений, прибывшего без следов утраты и хищения в пути, посылать на ответственность иностранных железных дорог запрещается.

151. Пограничная железная дорога пересылает первый экземпляр коммерческого акта, составленного на ответственность иностранных железных дорог:

а) Октябрьская дорога - на ответственность Финских государственных железных дорог - Управлению Финских государственных железных дорог в г. Хельсинки;

б) Забайкальская дорога - на ответственность Китайских железных дорог - Управлению Цицикарской железной дороги Министерства железных дорог КНР в г. Цицикар;

в) Дальневосточная дорога - на ответственность Китайских железных дорог - Управлению Харбинской железной дороги Министерства железных дорог КНР в г. Харбин; на ответственность Корейских железных дорог - Управлению Чхончжинской железной дороги Министерства железных дорог КНДР в г. Чхончжин;

г) Восточно-Сибирская дорога - на ответственность Китайских железных дорог - Управлению Хухэхаотэнской железной дорогой в г. Хухэхаотэн (КНР).

152. В коммерческих актах, составленных на железных дорогах СССР на несохранность грузов, установленную в вагонах, прибывших за пломбами станции Наушки, должны указываться пломбы Китайских железных дорог или Монгольских железных дорог, которые прикладываюся станцией Наушки к документам и следуют до станции назначения вместе с выпиской из акта вскрытия вагона для производства таможенного досмотра, о чем в накладной делается отметка станции Наушки.

Коммерческие акты, составленные на ответственность Китайских железных дорог, по грузам, принятым к перевозке из Китайской Народной Республики с перегрузкой на станции Эрлянь (КНР), станция направляет в грузовую службу своей дороги, которая пересылает их непосредственно Управлению Восточно-Сибирской железной дороги для дальнейшего направления их по принадлежности.

153. При перевозке грузов в Советско-Иранском прямом международном железнодорожном сообщении снятые на станции Джульфа Азербайджанской железной дороги с крытых вагонов СЖД при таможенном и пограничном досмотрах исправные пломбы "Ирсотра" прикладываются к выпискам из акта вскрытия вагонов и передаются ежедневно при передаточных ведомостях Джульфинской конторе В/О "Союзвнештранс" МВТ.

О снятии с вагонов пломб "Инсотра" и наложении пломб станции Джульфа Азербайджанской железной дороги при таможенном и пограничном досмотрах в накладной и дорожной ведомости в графе "отметки таможни" указывается об их исправности и контрольных знаках. Кроме того, сведения о пломбах вносятся в вагонный лист установленным порядком.

Станции назначения железных дорог СССР составляют коммерческие акты на грузы, прибывшие в исправных вагонах за исправными пломбами станции Джульфа Азербайджанской железной дороги на пломбы этой станции, снятые с вагона.

Первый экземпляр коммерческого акта с исправными пломбами станции Джульфа выдается грузополучателю, два экземпляра хранятся в делах станции.

154. Коммерческие акты, составленные на железных дорогах СССР на ответственность Корейских железных дорог, станция направляет в грузовую службу своей дороги, которая пересылает их следующим Управлениям железных дорог СССР:

а) по грузам, принятым к перевозке из КНДР с перегрузкой на станции Хасан, - Управлению Дальневосточной дороги для дальнейшего направления коммерческих актов Управлению Чхончжинской железной дороги Министерства железных дорог КНДР в г. Чхончжин;

б) по грузам, принятым к перевозке из КНДР с перегрузкой на станции Забайкальск, - Управлению Забайкальской дороги для дальнейшего направления коммерческих актов Управлению Кэчхонской железной дороги в г. Кэчхон;

в) по грузам, принятым к перевозке из КНДР с перегрузкой на станции Дзамын-Удэ (МНР), - Управлению Восточно-Сибирской дороги для дальнейшего направления коммерческих актов Министерству транспорта Монгольской Народной Республики в г. Улан-Батор.

Коммерческие акты, составленные на железных дорогах СССР на ответственность Вьетнамских железных дорог, высылаются Управлениям входных пограничных дорог.

155. При возвращении коммерческих актов иностранной железной дорогой с возражениями грузовая служба пограничной железной дороги рассматривает эти возражения по существу. Если возражения признаются основательными, пограничная дорога производит расследование, принимает меры к устранению причин, вызвавших возражения, и хранит акты в делах дороги. Если возражения признаются необоснованными, пограничная дорога возвращает такие акты иностранной дороге с письмом, в котором должны быть изложены мотивированные основания возвращения актов.

156. Срок на возражение по коммерческим актам ответственным иностранным дорогам - участницам СМГС и в Советско-Австрийском сообщении установлен 45 дней, в Советско-Финляндском сообщении - 15 дней, а в Советско-Иранском и Советско-Турецком сообщениях - 45 дней.

157. Материалы расследования, объяснения и заключения станции и отделений дорог по опротестованным иностранными дорогами коммерческим актам, поступившие а грузовую службу пограничной дороги, хранятся в актово-претензионном отделе службы и ни в коем случае не высылаются за границу в числе приложений к актам.

158. Если расследованием, произведенным дорогой по коммерческому акту, составленному попутной станцией или станцией назначения, будут установлены обстоятельства, освобождающие железные дороги СССР от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение импортного груза, или будет установлена ответственность грузоотправителя или иностранной дороги, материал расследования немедленно высылается в грузовую службу дороги назначения, о чем сообщается для сведения грузовой службе пограничной дороги.