Недействующий

Инструкция по актово-претензионной работе на железных дорогах (извлечение) (не применяется на территории Российской Федерации на основании приказа Минтранса России от 22.05.2019 N 152)

3. РАССМОТРЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ АКТОВ ПО ЭКСПОРТНЫМ ГРУЗАМ

159. Коммерческие акты, составленные попутными станциями железных дорог СССР на перевозку экспортных грузов, пересылаются и рассматриваются в сроки и порядком, установленными для внутреннего сообщения. Первые экземпляры коммерческих актов с материалами расследования хранят ответственные железные дороги. Если расследованием будет установлена ответственность отправителя, коммерческий акт с материалами расследования направляется выходной пограничной дороге СССР.

160. В составляемых пограничными станциями иностранных железных дорог коммерческих актах (при натурной передаче), относящихся на ответственность железных дорог СССР и поступающих на пограничные станции дорог СССР в двух экземплярах, станция обязана сделать подстрочный перевод обоих экземпляров акта на русский язык и дать оперативное донесение начальнику станции отправления, если несохранность относится к ответственности отправителя: один экземпляр акта хранится в делах пограничной станции, а другой экземпляр акта станция высылает вместе с вагонным листом, копией оперативного донесения и другими материалами в грузовую службу своей дороги в 5-дневный срок со дня составления акта.

161. Грузовая служба пограничной дороги, получив от пограничной станции вторые экземпляры коммерческих актов на экспортные грузы, обязана проверить:

а) наличие в акте полного подстрочного перевода;

б) указано ли в коммерческом акте состояние погрузки, увязки грузов, перевозимых на открытом подвижном составе, а также кем произведены погрузка и определение веса груза;

в) своевременно ли составлен коммерческий акт, даны ли ответы на все вопросы, предусмотренные формой акта;

г) проставлены ли на акте все необходимые подписи и штемпеля агентов передачи сдающей и принимающей железных дорог;

д) приложена ли к акту копия коммерческого акта попутной станции, если об этом сделано указание в коммерческом акте;

е) имеются ли при акте вагонный лист, выписка из акта вскрытия вагона и другие приложения;

ж) соблюдены ли сроки представления акта.

Если коммерческим актом будет установлена недостача мест груза, погруженного или перегруженного средствами железной дороги или порта (пристани), грузовая служба пограничной дороги обязана произвести розыск недостающих мест.

Рассмотрение второго экземпляра коммерческого акта по существу заключается в том, чтобы по этому акту установить, являются ли железные дороги СССР, перевозившие груз, ответственными за неисправность, установленную актом.

162. После проверки правильности и обоснованности вторых экземпляров коммерческих актов по перевозкам экспортных грузов, полученных от иностранных дорог, через пограничную станцию грузовая служба пограничной дороги при наличии ответственности железных дорог СССР направляет коммерческие акты с подстрочным переводом на расследование ответственным дорогам в сроки, установленные 90 настоящей Инструкции.

163. Коммерческие акты, составленные на несохранность экспортных грузов, погруженных средствами грузоотправителя и оказавшихся в исправных вагонах за исправными пломбами грузоотправителя либо станции отправления или в исправном вагоне без пломб (если груз допускается к такой перевозке), либо на открытом подвижном составе без следов утраты, остаются и хранятся в грузовой службе пограничной дороги.

164. Ответственная дорога по окончании расследования сообщает пограничной дороге результат расследования по данному акту и оставляет у себя коммерческие акты с материалами расследования. Если же расследованием установлены обстоятельства, освобождающие от ответственности железные дороги СССР, или установлена ответственность отправителя, материал расследования немедленно направляют пограничной дороге, выславшей акт.

Если расследованием установлена ответственность другой дороги СССР, акт направляется ответственной дороге, о чем сообщается для сведения грузовой службе пограничной дороги.

В случае неполучения от ответственной дороги материала или уведомления о результатах расследования в установленный срок и если по этой причине пограничная дорога пропустит срок на опротестование акта, ответственность возлагается на дорогу, задержавшую высылку материала расследования или уведомления.

165. По результатам расследования должны быть приняты действенные меры для устранения выявленных расследованием неправильностей и для предупреждения в дальнейшем нарушений требований международных соглашений и Служебных инструкций к ним о перевозке грузов в международных сообщениях.

166. Первые экземпляры коммерческих актов, поступающие в грузовую службу пограничной железной дороги от иностранных железных дорог, соединяют с имеющейся перепиской и после этого рассматривают по существу.

При рассмотрении таких коммерческих актов прежде всего требуется установить правильность их составления, т.е. составлен ли акт согласно Служебной инструкции к соглашению о перевозке грузов по железным дорогам в данном прямом международном сообщении или пограничному железнодорожному соглашению данного международного сообщения.

При выявлении необоснованности коммерческого акта, а также неправильности его оформления грузовая служба пограничной дороги возвращает первый экземпляр коммерческого акта иностранной железной дороге с письмом, в котором обстоятельно излагает мотивы непризнания ответственности железных дорог СССР по этому акту.

167. Коммерческие акты иностранных железных дорог опротестовывают и возвращают иностранным железным дорогам, в частности, в таких случаях:

а) когда к акту не приложены пломбы или приложенные пломбы имеют следы нарушения их целости;

б) если в акте отсутствуют подпись агента и штемпель пограничной станции дороги СССР, когда груз передан за границу на открытом подвижном составе или в крытых вагонах за пломбами с проверкой числа мест и массы;

в) когда несвоевременно составлен акт;

г) когда недостача массы установлена после перегрузки груза в вагон западно-европейской колеи при определении массы груза на вагонных весах;

д) когда недостача массы груза произошла за счет разницы тары вагона, взятого в одном случае с трафарета, а в другом проверенного;

е) если недостача массы тарно-упаковочного груза установлена при тождественных с документами сведениях о числе мест и маркировке их без следов утраты груза и без повреждения тары;

ж) если в акте о недостаче целых мест не указана оказавшаяся масса груза, принятого к отправлению со взвешиванием на весах;