195. По грузам, учитываемым и оплачиваемым по массе из общей массы недостачи, происшедшей при перевозке его по железной дороге, необходимо вычесть естественную убыль массы по норме, установленной для данного груза. После этого устанавливается размер фактической недостачи массы груза, превышающей норму естественной убыли.
196. Исчисление нормы естественной убыли должно производиться исходя из общей массы груза по накладной. Если по накладной принят к перевозке груз разного наименования с указанием массы каждого наименования, то норма естественной убыли массы исчисляется не от общей массы груза по накладной, а отдельно по каждому наименованию груза.
Когда одно или несколько мест повреждены и имеются признаки утраты груза, а общая недостача массы не превышает недостачи массы в поврежденных местах, относить недостачу массы за счет нормы естественной убыли нельзя.
В случае полной утраты груза или утраты отдельных мест норма естественной убыли массы по всему грузу или соответственно по утраченному месту не применяется.
197. Если при перегрузке груза из вагона одной колеи в вагон другой колеи, или при передаче груза водному транспорту, или при проверке наличия груза в пути следования была установлена недостача массы груза в вагоне за пломбами отправителя, а впоследствии недостача груза в процессе перевозке увеличилась, то при определении ответственности железной дороги исчисление естественной убыли массы по данной отправке следует производить от общей массы груза, пропорциональной размеру недостачи, или пройденному расстоянию, или времени нахождения груза в пути.
198. При перевозке спирта норма естественной убыли его массы во всех случаях исчисляется по количеству дней нахождения груза в пути следования.
199. При перевозке груза в смешанном железнодорожно-водном сообщении норма естественной убыли массы учитывается и применяется каждым видом транспорта раздельно и только за свое расстояние перевозки (водным транспортом или по железной дороге).
Дополнительная норма естественной убыли массы груза на перевалку его с воды на железную дорогу и обратно учитывается и применяется тем видом транспорта, средствами которого фактически выполнялась работа по перегрузке (перевалке) груза.
200. По однородным грузам, по которым при выдаче составлялся один акт на несколько отправок, норма естественной убыли исчисляется и применяется лишь по тем отправкам, по которым фактически на станциях назначения оказалась недостача против массы, указанной в накладной.
Если же однородный груз в пути следования или на станции назначения обезличивался, например, при перевалке с водного транспорта на железную дорогу, или из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи и обратно, или при одновременной разгрузке нескольких вагонов на элеваторах, то норма естественной убыли исчисляется и применяется исходя из общей массы всего обезличенного груза.