Недействующий

Инструкция по актово-претензионной работе на железных дорогах (извлечение) (не применяется на территории Российской Федерации на основании приказа Минтранса России от 22.05.2019 N 152)

5. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРТИЗЫ

61. Экспертиза для определения причин утраты и порчи грузов и размеров причиненного ущерба назначается начальником станции по своей инициативе или по заявлению грузополучателя и производится в присутствии начальника станции или его заместителя, или заведующего грузовым двором, а по скоропортящимся грузам - также и работника хладотранспорта, а в соответствующих случаях - начальника поезда (секции). Представитель железной дороги обязан потребовать от эксперта, чтобы в его заключении было отражено следующее:

а) степень повреждения или порчи груза;

б) может ли поврежденный груз быть исправлен, стоимость исправления или на сколько процентов понизилась стоимость груза вследствие порчи, возможность его полного или частичного использования;

в) отчего могло произойти повреждение груза, в частности: не является ли оно следствием несоответствия упаковки ГОСТ, Техническим условиям или роду груза, не произошло ли повреждение или порча от свойства самого груза, возможна ли замена поврежденных или недостающих частей, предметов и стоимость такой замены.

По таре экспертизой должно быть установлено:

от каких причин произошла течь жидких грузов - конструктивных или других - и каких именно;

достаточно ли выдержана клепка, из которой собраны бочки для перевозки данного груза;

достаточны ли углублены уторы и не является ли течь или выпадание доньев следствием мелкого углубления и были ли укреплены обручи;

соответствует ли тара своему назначению и установленному стандарту с указанием номера стандарта и обнаруженных отступлений от стандартов;

правильно ли сделана пропайка, сварка бочек или банок и герметично ли закрыты крышки.

Если невозможно провести экспертизу специалистом бюро товарных экспертиз, инспекцией по качеству, ветеринарно-санитарного надзора, начальник станции может привлечь в качестве эксперта соответствующих специалистов организаций и предприятий, не входящих в систему Министерства путей сообщения. В данном случае этот эксперт должен предъявить станции поручение директора (руководителя) своего предприятия. В поручении должна быть указана должность эксперта и удостоверено, что по своей квалификации он может дать соответствующее заключение.

Выводы экспертизы должны быть мотивированы и не могут основываться на предположениях о причинах недостачи, порчи или повреждении грузов.

62. Если эксперт затрудняется указать точно причину порчи, повреждения груза либо его тары, начальник станции должен предложить эксперту указать в акте те мотивы, по которым невозможно точно определить причину порчи или повреждения груза.

63. Заключение экспертов, участвовавших в проверке груза, оформляется актом за подписями лиц, принимавших участие в экспертизе. О проведенной экспертизе должна быть сделана отметка в разделе "Е" коммерческого акта.

При несогласии с заключением экспертов начальник станции делает об этом оговорку с указанием мотивов и принимает меры к назначению повторной экспертизы или созданию экспертной комиссии, а при необходимости обязан обжаловать заключение экспертов в установленном порядке.

64. Когда размер ущерба устанавливает начальник станции совместно с грузополучателем, сумма убытка указывается в разделе "Д" коммерческого акта за подписями начальника станции (или его заместителя) и грузополучателя.