1. Настоящая Инструкция регулирует порядок составления, пересылки, расследования коммерческих актов, учета случаев несохранных перевозок, расчетов между железными дорогами по удовлетворенным претензиям и искам за утрату, недостачу, порчу и повреждение груза.
2. К случаям несохранности грузов, учитываемым в соответствии с настоящей Инструкцией, относятся допущенные в процессе перевозки или при хранении на станционных складах и других местах общего пользования:
а) хищение груза;
б) недостача мест;
в) недостача массы груза;
г) утрата, порча или повреждение груза.
3. Как хищения учитываются недостачи грузов, установленные по сравнению с документами и выявленные при:
а) срыве пломб и закруток, следах повреждения и подделке пломб;
б) проломах стен, пола, крыши вагона или контейнера, решеток карманов для льда у вагона-ледника, решеток вентиляционного люка, люковых решеток у крытых вагонов, через которые могло быть совершено хищение;
в) следах насильственного повреждения и вскрытия тары грузовых мест;
г) проломах стен, пола, крыши склада, через которые могло быть совершено хищение, вскрытии замков или срыве пломб складских помещений;
д) наличии признаков хищения груза, перевозимого на открытом подвижном составе (выемки, нарушение маркировки и т.п.), в том числе при краже деталей автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин, если они не сопровождаются проводниками отправителя или получателя;
е) наличии других обстоятельств, если расследованием будет установлен факт хищения грузов.
Как хищения учитываются также другие случаи несохранности грузов (недостача мест и массы, утрата, порча и т.д.), если органами милиции или следствия будет установлено, что они произошли в результате хищения.
Как хищения снимаются с учета недостачи грузов, обнаруженные при обстоятельствах, указанных в пунктах а - д, в случаях когда органами внутренних дел на транспорте и следствия будет установлено, что они образовались не в результате хищений или не по вине железных дорог.
4. К недостачам мест относятся:
а) недостача мест груза, принятого к перевозке счетом мест и погруженного в вагон средствами железной дороги, если материалом расследования установлено, что недостача явилась результатом недогруза;
б) недостача мест груза, погруженного средствами отправителя и прибывшего в исправном вагоне за исправными пломбами пункта погрузки;
в) недостача мест груза, погруженного средствами отправителя и прибывшего на открытом подвижном составе или в неисправном вагоне, или за неисправными пломбами, или за пломбами попутных станций, если расследованием установлено, что недостача не явилась следствием хищения;
г) недостачи, возникшие в результате разъединения груза от перевозочных документов.
5. К весовым недостачам относятся недостачи массы навалочных, насыпных и наливных грузов, а также грузов, перевозимых счетом мест, при тождественности числа мест согласно документу, если материалами расследования установлено, что недостача явилась результатом:
а) неправильного взвешивания или неправильного указания железной дорогой веса груза в перевозочных документах;
б) неправильного указания отправителем веса груза в перевозочных документах;
в) неисправности упаковки при отсутствии признаков хищения;
г) разъединения груза от перевозочных документов.
6. Как утраты, порчи и повреждения груза учитываются случаи полного или частичного уничтожения, а также полной или частичной порчи и повреждения груза, допущенные в результате:
а) неправильной или небрежной погрузки, выгрузки и сортировки средствами железной дороги;
б) аварий, крушений, пожаров, роспуска вагонов с горок и производства маневров;
в) несвоевременной доставки или неправильного обслуживания в пути скоропортящихся грузов;