СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
РЕШЕНИЕ

     
от 25 октября 2001 года N 5

     

О мерах по снижению негативного влияния техногенного загрязнения окружающей природной среды на состояние здоровья населения



Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности отмечает, что снижение негативного влияния техногенного загрязнения  окружающей природной среды на состояние здоровья населения является важной предпосылкой успеха проводимых социально-экономических преобразований, улучшения демографической ситуации и обеспечения национальной безопасности России.

Демографическая ситуация и состояние здоровья населения в Российской Федерации вызывают тревогу. Рождаемость за последние 10 лет сократилась  с 13,4 до 8,3 (на 1000 человек), смертность за этот период возросла с 11,2 до 14,7 (на 1000 человек). За последние пять лет смертность стабилизировалась, но остается на высоком уровне. В 1999 году средняя продолжительность предстоящей жизни мужчин составляла 60,5 года, женщин - 72,7 года и являлась одной из самых низких среди развитых стран.  Только за последние три года число больных взрослых с впервые установленным диагнозом новообразования увеличилось на 15%, пневмонии и бронхиальной астмы - на 13%, с болезнями мочеполовой  системы - на 14%. Количество осложнений беременности за этот период возросло на 35%, врожденных аномалий - на 23%. Высокими темпами увеличивается заболеваемость детей и подростков почти по всем группам болезней.

Среди причин, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья населения и демографическую ситуацию, существенную роль (до 60%) играет экологическая составляющая.

Как показывают данные Государственной службы наблюдений за состоянием окружающей среды, несмотря на произошедшее за последние 10 лет сокращение производства, уровни загрязнения природной среды в целом оставались высокими.

В 2000 году в результате роста производства возросли суммарные выбросы вредных  веществ в атмосферный воздух на 5,7 тыс.т, особенно на предприятиях электроэнергетики, черной металлургии, машиностроения и металлообработки. Из 222 городов Российской Федерации, где проводились регулярные наблюдения, в 99 городах (с населением около 50 млн.человек) атмосферный воздух характеризовался (по интегральному показателю) очень высокой и высокой степенью загрязнения. В 42 городах страны зарегистрированы концентрации загрязняющих веществ, превышающие значения максимально разовых предельно допустимых концентраций в 10 и более раз. Среднегодовая концентрация оксида углерода в городах возросла на 11% (Ижевск, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новороссийск, Самара, Казань и др.), произошло заметное увеличение среднегодовых концентраций сажи, сероуглерода и формальдегида, увеличились среднегодовые концентрации фторида водорода в городах с предприятиями алюминиевой промышленности (Волгоград, Каненск-Уральский, Кандалакша), сероуглерода - в городах с предприятиями минеральных удобрений (Баланово, Губаха, Дзержинск, Кемерово, Тольятти).

Необходимый производственный контроль за выбросами в атмосферу практически отсутствует. Значительного усиления требует государственный контроль за охраной атмосферного воздуха.

Отмечается неудовлетворительное качество вод открытых водоемов, используемых в рекреационных целях. Наиболее высокое микробное загрязнение вод регистрируется в последние годы в Ростовской области (Азовское море), Республике Дагестан (Каспийское море), Республике Ингушетия и Чеченской Республике (река Терек), в г.Санкт-Петербурге.

Многие источники водоснабжения, и в первую очередь поверхностные, подвергаются значительному антропогенному воздействию. В целом по стране количество проб воды водоемов I категории, не соответствующих гигиеническим стандартам, составляет 23,8% по микробиологическим и 28,7% по санитарно-химическим показателям. Особенно неблагополучное положение имеет место в Архангельской, Владимирской, Кировской, Костромской, Курганской, Пензенской, Самарской, Рязанской областях, республиках Дагестан, Калмыкия, Татарстан, Кабардино-Балкария и Чувашия.

Высокий уровень загрязнения поверхностных вод отмечается прежде всего в бассейнах рек Волга, Ока, Нева, Тобол, Иртыш, Обь и Томь. В местах водозаборов нередко обнаруживаются соли тяжелых металлов, в том числе ртуть, свинец, кадмий, в концентрациях, превышающих предельно допустимые, а также выделяются возбудители инфекционных заболеваний.

Это является следствием сброса большого количества неочищенных производственных и бытовых сточных вод, а также аварийных ("залповых") выбросов.

На территории Российской Федерации, по данным органов гидрогеологической службы, выявлено более 3000 очагов загрязнения подземных вод, 75% которых расположены в европейской части России. Наибольшее количество очагов загрязнения выявлено в Поволжском (634) и Северо-Кавказском (436) регионах.

Продолжает возрастать загрязнение почвы тяжелыми металлами. Значительную долю в загрязнении почвы селитебных территорий соединениями свинца, кроме промышленных предприятий, оказывает автотранспорт, работающий на этилированном бензине.

Серьезную проблему представляет загрязнение почвы пестицидами и агрохимикатами, в том числе пришедшими в негодность и запрещенными к применению, запасы которых в хозяйствах практически не снижаются (Алтайский и Ставропольский края, Псковская, Оренбургская, Нижегородская, Камчатская, Пензенская, Брянская, Кировская, Костромская, Курская, Воронежская, Кемеровская, Волгоградская, Орловская, Ростовская области, республики Мордовия, Хакасия, Чувашия, Башкортостан и др.).

Несмотря на принятые Минсельхозом России меры, существует проблема производства экологически чистой (в соответствии с  гигиеническими нормативами) продукции по содержанию радиоактивных веществ на территориях юго-западных районов Брянской области, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Отсутствие мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, нарушение требований по содержанию полигонов для утилизации твердых бытовых отходов, медленная реализация уже имеющихся проектов являются причинами продолжающегося загрязнения почвы территорий городских и сельских поселений.

Сложившаяся практика создания систем мониторинга загрязнения окружающей природной среды отдельными министерствами, ведомствами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ограничивает возможности использования получаемых данных для независимых оценок эффективности реализуемых мер по охране окружающей природной среды и здоровья населения.

Не в полном объеме в деятельность учреждений госсанэпидслужбы внедряется методика оценки риска воздействия окружающей среды на состояние здоровья населения.

Требуется активизация работы по реализации Национального плана действий по гигиене окружающей среды, одобренного Правительственной комиссией по охране здоровья населения в сентябре 2001 года с учетом особенностей социального и экономического состояния субъектов Российской Федерации.

С целью снижения негативного влияния техногенного загрязнения окружающей природной среды на состояние здоровья населения Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности

решила рекомендовать:

1. Правительству Российской Федерации:

1.1. Завершить разработку и представление в установленном порядке проектов федеральных законов "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" и "Об обеспечении безопасности использования химических веществ".

1.2. Утвердить федеральную целевую программу "Обеспечение населения России питьевой водой", продолжить в 2002 году финансирование и осуществление (с привлечением средств федерального бюджета) "Первоочередных мероприятий по обеспечению населения России питьевой водой".

1.3. Утвердить в установленном порядке Положение об оценке риска воздействия окружающей среды на здоровье граждан, разработанное Минздравом России и МПР России совместно с заинтересованными министерствами  и ведомствами.

2. Просить Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в приоритетном порядке рассмотреть и принять федеральные законы "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", "Об охране почв".

3. Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

3.1. Разработать и утвердить на региональном уровне планы по гигиене окружающей среды (на основе Национального плана действий), определив в них приоритеты в области охраны здоровья граждан с учетом требований федеральных законов в части, касающейся ответственности органов государственной власти.

3.2. Разработать территориальные программы обеспечения населения питьевым водоснабжением в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.

3.3. Обеспечить проведение в крупных городах страны работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (ст.19 Закона Российской Федерации "Об охране атмосферного воздуха").

4. Минсельхозу России и Минпромнауки России провести экспертную оценку (инвентаризацию) разработанных технологических средств по предотвращению техногенного загрязнения источников водоснабжения, определить наиболее подготовленные и эффективные средства для их серийного производства.

5. Росгидромету совместно с заинтересованными федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации повысить эффективность координации работ (в рамках Государственной службы наблюдения) по созданию автоматизированных систем контроля загрязнения атмосферного воздуха в городах страны, организации систематических наблюдений за содержанием приземного озона, за состоянием окружающей природной среды в целях использования получаемых данных для независимой оценки эффективности реализуемых мер по охране окружающей природной среды и здоровья населения.

6. МПР России:

6.1. Совершенствовать (путем заключения соглашений) природоохранную деятельность по решению вопросов взаимодействия, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами по государственному управлению и контролю в области окружающей среды.

6.2. Усилить государственный контроль за соблюдением нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, в первую очередь в крупных городах и промышленных центрах, с организацией инструментальных измерений.

6.3. Совершенствовать научное обеспечение государственной экологической политики, разработать систему экологического нормирования, основанную на оценке экологического риска.

6.4. Совместно с Госкомстатом России провести уточнение статистической отчетности по крупным городам России по разделу "Охрана атмосферного воздуха", предусматривающее полный учет поступления загрязняющих веществ от всех источников загрязнения, включая автотранспорт.

7. Минздраву России и Российской академии медицинских наук подготовить Руководство по оценке риска для здоровья населения от воздействия вредных факторов окружающей среды.

8. Минздраву России, МПР России, Росгидромету совместно с Российской академией медицинских наук и другими заинтересованными министерствами и ведомствами разработать Положение об оценке риска воздействия окружающей природной среды на здоровье граждан.

9. Минздраву России:

9.1. Обеспечить государственный санитарный надзор за реализацией федеральных законов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и экологической безопасности, имея в виду разработку нормативных правовых актов, организационно-распорядительных документов, усиление организаторской роли центров санитарно-эпидемиологического надзора по их выполнению.

9.2. Повсеместно внедрить в работу подведомственных учреждений систему санитарно-гигиенического мониторинга, направленную на изучение влияния факторов среды обитания на здоровье населения, с разработкой на его основе профилактических мер.

9.3. Повысить эффективность государственного санитарно-эпидемиологического надзора, расширив осуществляемый в его рамках лабораторный и инструментальный контроль объектов окружающей среды.

9.4. Расширить сотрудничество с государствами - участниками СНГ в области санитарно-эпидемиологического нормирования, обратив особое внимание на проблемы, связанные с трансграничным переносом загрязняющих веществ.

9.5. Усилить организаторскую деятельность учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы по реализации федеральных и региональных программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и прежде всего в части обеспечения населения доброкачественной питьевой водой, повышения качества и безопасности пищевых продуктов.

Председатель
Межведомственной комиссии
по экологической безопасности
Н.Лаверов

Секретарь
Межведомственной комиссии
по экологической безопасности
В.Девятов


Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»