ПРОТОКОЛ
совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям
от 20 марта 2002 года
Председательствовал: Президент Российской Федерации - Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, председатель Государственного совета Российской Федерации, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям Путин В.В.
Постоянные члены Совета Безопасности Российской Федерации | Касьянов М.М., Рушайло В.Б., |
Члены Совета Безопасности Российской Федерации | Волошин А. С., Грызлов Б.В., |
Члены президиума Государственного совета Российской Федерации | Гениатулин Р.Ф., Гужвин А.П., |
Члены Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям | Абрамов С.А., Аврорин Е.Н., |
Приглашены | Мельников И.И., Никитов В.А., |
Присутствовали | Абрамов А.С., Сурков В.Ю., |
"Основы политики
Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу"
(Клебанов И.И., Осипов Ю.С., Бетин О.И., Румянцев А.Ю., Ковальчук М.В., Толоконский В.А., Филиппов В.М., Велихов Е.П., Примаков Е.М., Чазов Е.И., Никандров Н.Д., Лужков Ю.М., Рушайло В.Б., Яковлев В.А., Романенко Г.А., Мельников И.И., Садовничий В.А., Каблов Е.Н., Кудрявцев А.П.)
Рассмотрев вопрос "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", Совет Безопасности Российской Федерации, президиум Государственного совета Российской Федерации и Совет при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям отмечают, что в современных условиях достижения науки и технологий стали определять динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности государств в мировом сообществе, степень обеспечения их национальной безопасности и равноправной интеграции в мировую экономику.
Развитые страны уже перешли к качественно новой стадии социально-экономического развития, основным содержанием которой является создание экономики, основанной на научных знаниях и базирующейся на высокоэффективных национальных инновационных системах. В последние годы подавляющая часть прироста валового внутреннего продукта в этих странах получена за счет новых научных знаний, воплощенных в технологиях, услугах, оборудовании и системах, квалификации кадров, организации производства.
Особую тревогу вызывает все более набирающий силу процесс передачи и практического использования научных знаний в целях усиления военного потенциала развитых стран мира, что создает реальные предпосылки к нарушению военно-политической стабильности в мире.
Анализ показывает, что уровень экономической, военной и технологической независимости государств в XXI веке будет в решающей степени определяться состоянием научно-технологического потенциала, способностью генерировать научные знания и применять их на практике.
Несмотря на крайне сложные экономические условия последнего десятилетия, российская наука в основном сохранила свою жизнеспособность. В этот период были созданы уникальные исследовательские стенды и установки, получены научные знания, имеющие мировое значение.
В то же время состояние российской науки остается критическим. Доля страны на мировом рынке наукоемкой продукции составляет около 0,3 процента, доля инновационной продукции - менее пяти процентов от общего объема промышленной продукции.
Ежегодное обновление основных фондов научно-технологического комплекса не превышает 2-3 процентов, материально-техническая база научных организаций стремительно стареет.
Произошел существенный отток за рубеж ведущих ученых, в том числе ученых мирового уровня. Это вызвано прежде всего крайне недостаточной социальной защищенностью ученых, слабой оснащенностью современной аппаратурой, неразвитостью научной и инновационной инфраструктуры. Средний возраст исследователей, имеющих ученую степень, превысил 55 лет и продолжает возрастать. Возникла реальная опасность утраты преемственности в науке, лидирующего положения отечественных научных школ в мировом сообществе.
Выделяемые на развитие науки и технологий бюджетные ассигнования распылены по министерствам и ведомствам без учета приоритетности научных направлений. Координация научной, научно-технической и инновационной деятельности осуществляется слабо, в том числе в сфере взаимного обмена научными знаниями гражданского, военного, специального и двойного назначения.
Система управления российской наукой еще не адаптирована к условиям рыночной экономики, не обеспечивается рациональное сочетание методов государственного регулирования и самоуправления в управлении научными организациями. Не разработаны правовые нормы для стимулирования притока внебюджетных средств в инновационные сектора экономики.
Сложившееся положение создает реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, требует разработки и практической реализации политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на длительную перспективу и комплекса неотложных мер по выводу российской науки из кризиса.
Совет Безопасности Российской Федерации, президиум Государственного совета Российской Федерации и Совет при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям
решили:
1. Принять к сведению доклады Министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации И.И.Клебанова и президента Российской академии наук Ю.С.Осипова.
2. Отнести задачу развития отечественной науки и технологий к числу высших приоритетов российского государства.
3. Одобрить:
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (далее именуются - Основы);
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации (далее именуются - Приоритетные направления);
Перечень критических технологий Российской Федерации (далее именуется - Перечень).
4. Признать, что с учетом реального состояния отечественного научно-технического комплекса выделяемые на его функционирование и развитие объемы ассигнований не обеспечивают решения назревших проблем перехода России на инновационный путь развития, совершенствования качественных и количественных показателей экономики страны.