____________________________________________________________________
Утратил силу с 18 апреля 1990 года на основании
постановления Верховного Совета СССР от 9 апреля 1990 года N 1418-1
____________________________________________________________________
В соответствии с Конституцией СССР краевой, областной Совет народных депутатов, Совет народных депутатов автономной области, автономного округа является органом государственной власти в крае, области, автономной области, автономном округе.
Краевой, областной, окружной Совет народных депутатов решает все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводит в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководит деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвует в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, а Совет народных депутатов автономной области, автономного округа - также вопросов краевого, областного значения, вносит по ним свои предложения.
Законодательство Союза ССР и союзных республик о краевых, областных, окружных Советах народных депутатов состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных актов законодательства Союза ССР, законов о краевых, областных Советах, законов об автономных областях, автономных округах и других актов законодательства союзных республик.
Краевой, областной, окружной Совет народных депутатов избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий краевого, областного, окружного Совета - два с половиной года.
Порядок проведения выборов в краевой, областной, окружной Совет определяется в соответствии с Конституцией СССР законами союзной республики.
Деятельность краевого, областного, окружного Совета народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительного комитета, других создаваемых Советом органов перед Советом и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.
Краевой, областной, окружной Совет осуществляет свою деятельность в точном соответствии с требованиями социалистической законности, государственными планами экономического и социального развития, в тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами, выносит наиболее важные вопросы на обсуждение граждан, направляет деятельность местных добровольных обществ, содействует их работе, развивает общественную самодеятельность населения.
Краевой, областной, окружной Совет и создаваемые им органы систематически информируют население о своей работе и принятых решениях.
Краевой, областной, окружной Совет народных депутатов руководит на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждает планы экономического и социального развития и бюджет края, области, автономной области, автономного округа; осуществляет руководство подчиненными ему государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивает государственное руководство колхозами, иными кооперативными организациями и их объединениями; содействует укреплению обороноспособности страны; обеспечивает соблюдение законов, государственной и трудовой дисциплины, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.
В краевом, областном, окружном подчинении находятся предприятия, учреждения и организации, обслуживающие преимущественно население края, области, округа. Порядок передачи указанных предприятий, учреждений и организаций в краевое, областное, окружное подчинение устанавливается законодательством Союза ССР и союзных республик.
Краевой, областной, окружной Совет народных депутатов в пределах своих полномочий обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории; осуществляет контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координирует и контролирует их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения. По указанным вопросам краевой, областной, окружной Совет заслушивает доклады руководителей предприятий, учреждений и организаций, принимает по ним решения, в необходимых случаях вносит свои предложения в соответствующие вышестоящие органы. Предложения Совета подлежат обязательному рассмотрению. Результаты рассмотрения должны быть сообщены Совету.
Министерства, государственные комитеты и ведомства СССР и союзных республик обеспечивают представление подведомственными предприятиями, объединениями и организациями по месту их нахождения контрольных цифр, основных показателей проектов планов и утвержденных планов, за исключением планов производства оборонной продукции, в краевые, областные, окружные Советы народных депутатов, учитывают заключения этих Советов при разработке и утверждении планов, а также схем развития и размещения на их территории отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности.
В бюджеты краев, областей, автономных областей и автономных округов передается часть прибылей предприятий и хозяйственных организаций республиканского подчинения, расположенных на территории краевых, областных, окружных Советов. Размеры указанных отчислений и порядок их поступления в бюджеты устанавливаются законодательством союзных республик.
В формировании доходов бюджетов краев, областей, автономных областей и автономных округов участвуют также предприятия и хозяйственные организации союзного подчинения. Формы и методы этого участия устанавливаются законодательством Союза ССР.
Краевой, областной, окружной Совет народных депутатов, осуществляя руководство деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, направляет их работу по проведению в жизнь законов, других решений вышестоящих государственных органов, планов экономического и социального развития, комплексных общегосударственных, республиканских, межотраслевых и региональных программ, изучает, обобщает и распространяет опыт работы Советов, обеспечивает совершенствование форм и методов их деятельности, подготовки и повышения квалификации работников советских органов.
Краевой, областной, окружной Совет заслушивает доклады и сообщения о деятельности нижестоящих Советов, их исполнительных комитетов, имеет право отменять акты нижестоящих Советов в случае несоответствия этих актов законодательству.
Осуществление краевым, областным, окружным Советом народных депутатов своих полномочий строится на основе активного участия в его работе каждого депутата Совета. Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью.
Депутат краевого, областного, окружного Совета на время сессии Совета, заседания исполнительного комитета и постоянной комиссии, в состав которых он избран, а также для выполнения поручений Совета и его исполнительного комитета освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы. Депутату краевого, областного, окружного Совета обеспечиваются другие гарантии депутатской деятельности, установленные законодательством Союза ССР и союзных республик.
Компетенция краевых, областных Советов народных депутатов
Краевой, областной Совет народных депутатов:
1) утверждает текущие и перспективные планы экономического и социального развития края, области, организует и контролирует реализацию этих планов, утверждает отчеты об их выполнении; учитывает при разработке текущих и перспективных планов наказы избирателей, предложения трудовых коллективов; принимает меры по улучшению плановой работы, рациональному сочетанию территориального и отраслевого развития, обеспечению сбалансированного роста экономики края, области; добивается повышения эффективности общественного производства, ускорения научно-технического прогресса, роста производительности труда и улучшения качества продукции;
2) разрабатывает в составе планов экономического и социального развития края, области сводные разделы по всему комплексу мероприятий в области социального развития, предусматривает в них меры по улучшению условий труда, повышению квалификации и профессионального мастерства работников, общеобразовательного и культурного уровня населения, улучшению жилищных и культурно-бытовых условий жизни, медицинского обслуживания и другие мероприятия в области социального развития и культуры в увязке с заданиями по развитию производства, капитальному строительству и повышению их эффективности;
3) рассматривает представляемые предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения, расположенными на территории края, области, проекты планов этих предприятий, учреждений и организаций в части, относящейся к компетенции Совета, в необходимых случаях вносит свои предложения в соответствующие вышестоящие органы и участвует в обсуждении предложений; составляет и утверждает сводные текущие и перспективные планы производства местных строительных материалов, выпуска товаров народного потребления, жилищно-коммунального и культурно-бытового строительства а также контролирует выполнение указанных планов. При включении в сводные планы показателей по предприятиям, объединениям и организациям вышестоящего подчинения исходит из плановых заданий, утвержденных им соответствующими министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР и союзной республики;
4) утверждает текущие и перспективные планы предприятий, учреждений и организаций краевого, областного подчинения, решает вопросы размещения, развития и специализации указанных предприятий, учреждений и организаций, принимает меры по укреплению их материально-технической базы;
5) принимает участие в разработке региональных и иных программ, предусматривающих формирование и развитие расположенных на территории Совета территориально-производственных комплексов и промышленных узлов;
6) вносит в соответствующие министерства, государственные комитеты и ведомства СССР и союзной республики предложения о производстве на подчиненных им предприятиях товаров народного потребления (результаты рассмотрения этих предложений должны быть сообщены краевому, областному Совету не позднее чем в месячный срок); дает заключения по предложениям министерств, государственных комитетов и ведомств СССР и союзной республики об организации на подчиненных им предприятиях производства товаров народного потребления сверх установленной номенклатуры основной продукции;
7) разрабатывает балансы трудовых ресурсов, местных строительных материалов и топлива, земельный баланс, баланс денежных доходов и расходов населения и другие балансы, необходимые для планирования комплексного экономического и социального развития на территории края, области;
8) организует, реорганизует или ликвидирует в порядке, установленном законодательством, предприятия, учреждения и организации краевого, областного подчинения; вносит в необходимых случаях предложения об организации, реорганизации или ликвидации предприятий и организаций вышестоящего подчинения;
9) руководит организациями снабжения и сбыта краевого, областного подчинения; организует материально-техническое снабжение предприятий, учреждений и организаций краевого, областного подчинения, а также сбыт производимой ими продукции;
10) руководит делом учета, отчетности и статистики на предприятиях, в учреждениях и организациях краевого, областного подчинения.
Краевой, областной Совет народных депутатов:
1) утверждает бюджет края, области и организует его исполнение; учитывает при составлении бюджета наказы избирателей; перераспределяет в необходимых случаях в процессе исполнения бюджета средства краевого, областного бюджета между отраслями хозяйства, отделами и управлениями исполнительного комитета, а также ассигнования на заработную плату в пределах утвержденного фонда заработной платы; утверждает отчет об исполнении бюджета края области;
2) направляет доходы, дополнительно полученные при исполнении краевого, областного бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате перевыполнения доходов или экономии по расходам, на финансирование местного хозяйства и социально-культурных мероприятий, включая капитальные вложения сверх установленных плановых лимитов, на проведение капитального ремонта зданий исполнительных комитетов местных Советов, их отделов и управлений, судов, государственного арбитража и нотариальных контор, на приобретение для них инвентаря и оборудования, а также на строительство зданий, приобретение и ремонт транспортных средств для исполнительных комитетов районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов (изъятие из краевого, областного бюджета указанных средств, за исключением ассигнований, не использованных в связи с невыполнением плана по государственным капитальным вложениям и плана развития сети социально-культурных учреждений, не допускается);
3) осуществляет мероприятия по укреплению материально-финансовой базы исполнительных комитетов нижестоящих Советов; образует в соответствии с законодательством в краевом, областном бюджете фонд непредвиденных расходов исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов;
4) руководит работой по исчислению и взиманию государственных и местных налогов и сборов; в соответствии с законодательством предоставляет колхозам, пострадавшим от стихийных бедствий, отсрочку платежей по подоходному налогу, в необходимых случаях полностью или частично освобождает эти колхозы от уплаты налога за счет соответствующих бюджетов; устанавливает, исходя из средних ставок сельскохозяйственного налога для края, области, ставки налога для отдельных районов и населенных пунктов; при необходимости может понижать ставки и устанавливать льготы по местным налогам и сборам как для отдельных категорий облагаемых объектов и групп плательщиков, так и для отдельных плательщиков, решает другие вопросы, отнесенные к его ведению законодательством о налогах и сборах;
5) рассматривает квартальные кассовые планы краевой, областной конторы Госбанка СССР по автономной области, автономным округам, районам и городам краевого, областного подчинения, принимает меры по их выполнению; утверждает планы по краю, области по долгосрочному кредитованию колхозов, межхозяйственных предприятий (организаций) в сельском хозяйстве, жилищно-строительных кооперативов и индивидуальных заемщиков; осуществляет контроль за правильным использованием кредитов и своевременным возвратом долгосрочных ссуд; перераспределяет долгосрочные кредиты между автономной областью, автономными округами, районами и городами краевого, областного подчинения в пределах общей суммы, установленной планом долгосрочного кредитования для каждой группы заемщиков; направляет работу государственных трудовых сберегательных касс, местных органов государственного страхования;
6) осуществляет мероприятия по проведению на территории края, области единой политики цен; принимает необходимые меры к повышению эффективности государственного и общественного контроля за соблюдением цен и тарифов, а также к предотвращению и устранению нарушений государственной дисциплины цен; решает в соответствии с законодательством вопросы утверждения цен и тарифов.
Краевой, областной Совет народных депутатов:
1) руководит промышленными предприятиями и объединениями краевого, областного подчинения, утверждает итоги их финансово-хозяйственной деятельности, распределение в установленном порядке полученной прибыли; распределяет продукцию указанных предприятий и объединений, произведенную из местного сырья, а также из отходов и сырья собственных заготовок предприятий и объединений; образует в соответствии с законодательством фонд развития местной промышленности;
2) руководит развитием производства товаров народного потребления, координирует и контролирует их производство на всех предприятиях, расположенных на территории края, области, принимает меры по увеличению выпуска, расширению ассортимента и повышению качества товаров; организует производство строительных материалов на базе местного сырья с использованием нераспределяемых в централизованном порядке отходов производства; способствует развитию народных художественных промыслов и ремесел;
3) оказывает помощь расположенным на территории края, области промышленным предприятиям, объединениям и организациям вышестоящего подчинения в рациональном использовании производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, улучшении социально-культурного, бытового и иного обслуживания рабочих и служащих;
4) руководит делом градостроительства, архитектуры и комплексной застройки; утверждает или согласовывает в установленном порядке проекты и схемы районной планировки, проекты планировки пригородных зон, генеральные планы и проекты детальной планировки городов и других населенных пунктов, размещение на территории края, области нового строительства, а также расширение и реконструкцию промышленных, транспортных и других объектов;
5) осуществляет контроль за строительством, ведущимся на территории края, области, сроками и качеством строительно-монтажных работ, соблюдением проектов и смет на всех объектах жилищно-гражданского назначения, производственных объектах краевого, областного подчинения, соблюдением проектов на производственных объектах вышестоящего подчинения, а также за правильностью использования земельных участков, отведенных под строительство объектов, независимо от подчиненности; запрещает или приостанавливает строительство, проводимое с нарушением требований законодательства;
6) руководит проектными, строительно-монтажными и ремонтно-строительными организациями краевого, областного подчинения, обеспечивает выполнение ими производственно-финансовых планов; утверждает проекты и титульные списки по стройкам и объектам краевого, областного подчинения в пределах сметной стоимости, устанавливаемой законодательством;
7) выполняет функции заказчика по строительству объектов краевого, областного подчинения; организует кооперативное строительство; содействует индивидуальному жилищному строительству; с согласия предприятий, учреждений, организаций, колхозов и совхозов решает вопросы о совместном использовании их средств, выделяемых на жилищное, коммунальное, дорожное строительство, строительство учреждений просвещения, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения, предприятий торговли и общественного питания, бытового обслуживания, а также об объединении средств, определяет заказчика по этим видам строительства.
Краевой, областной Совет народных депутатов:
1) руководит сельскохозяйственным производством, принимает меры по укреплению его материально-технической базы, увеличению производства и повышению качества сельскохозяйственной продукции; утверждает плановые задания по государственным закупкам сельскохозяйственных продуктов автономной области, автономным округам, районам, сельскохозяйственным предприятиям, объединениям и организациям краевого, областного подчинения, организует своевременное выполнение ими планов производства и продажи сельскохозяйственных продуктов государству; обеспечивает сохранность сельскохозяйственной продукции;