Недействующий

 СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ЗАКОН


Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов,
Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов

____________________________________________________________________
Утратил силу с 18 апреля 1990 года на основании
постановления Верховного Совета СССР от 9 апреля 1990 года N 1418-1
____________________________________________________________________

     Глава I. Общие положения

     

Статья 1. Краевой, областной Совет народных депутатов, Совет народных депутатов автономной области, автономного округа - орган государственной власти

     

В соответствии с Конституцией СССР краевой, областной Совет народных депутатов, Совет народных депутатов автономной области, автономного округа является органом государственной власти в крае, области, автономной области, автономном округе.

Краевой, областной, окружной Совет народных депутатов решает все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводит в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководит деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвует в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, а Совет народных депутатов автономной области, автономного округа - также вопросов краевого, областного значения, вносит по ним свои предложения.

Статья 2. Законодательство Союза ССР и союзных республик о краевых, областных, окружных Советах

     

Законодательство Союза ССР и союзных республик о краевых, областных, окружных Советах народных депутатов состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных актов законодательства Союза ССР, законов о краевых, областных Советах, законов об автономных областях, автономных округах и других актов законодательства союзных республик.

Статья З. Порядок избрания краевого, областного, окружного Совета

     

Краевой, областной, окружной Совет народных депутатов избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий краевого, областного, окружного Совета - два с половиной года.

Порядок проведения выборов в краевой, областной, окружной Совет определяется в соответствии с Конституцией СССР законами союзной республики.

Статья 4. Основные принципы деятельности краевых, областных, окружных Советов


Деятельность краевого, областного, окружного Совета народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительного комитета, других создаваемых Советом органов перед Советом и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.

Краевой, областной, окружной Совет осуществляет свою деятельность в точном соответствии с требованиями социалистической законности, государственными планами экономического и социального развития, в тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами, выносит наиболее важные вопросы на обсуждение граждан, направляет деятельность местных добровольных обществ, содействует их работе, развивает общественную самодеятельность населения.

Краевой, областной, окружной Совет и создаваемые им органы систематически информируют население о своей работе и принятых решениях.

Статья 5. Осуществление краевым, областным, окружным Советом руководства государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством


Краевой, областной, окружной Совет народных депутатов руководит на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждает планы экономического и социального развития и бюджет края, области, автономной области, автономного округа; осуществляет руководство подчиненными ему государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивает государственное руководство колхозами, иными кооперативными организациями и их объединениями; содействует укреплению обороноспособности страны; обеспечивает соблюдение законов, государственной и трудовой дисциплины, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.

В краевом, областном, окружном подчинении находятся предприятия, учреждения и организации, обслуживающие преимущественно население края, области, округа. Порядок передачи указанных предприятий, учреждений и организаций в краевое, областное, окружное подчинение устанавливается законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 6. Обеспечение краевым, областным, окружным Советом комплексного экономического и социального развития на своей территории. Взаимоотношения с предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения


Краевой, областной, окружной Совет народных депутатов в пределах своих полномочий обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории; осуществляет контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координирует и контролирует их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения. По указанным вопросам краевой, областной, окружной Совет заслушивает доклады руководителей предприятий, учреждений и организаций, принимает по ним решения, в необходимых случаях вносит свои предложения в соответствующие вышестоящие органы. Предложения Совета подлежат обязательному рассмотрению. Результаты рассмотрения должны быть сообщены Совету.

Министерства, государственные комитеты и ведомства СССР и союзных республик обеспечивают представление подведомственными предприятиями, объединениями и организациями по месту их нахождения контрольных цифр, основных показателей проектов планов и утвержденных планов, за исключением планов производства оборонной продукции, в краевые, областные, окружные Советы народных депутатов, учитывают заключения этих Советов при разработке и утверждении планов, а также схем развития и размещения на их территории отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности.

В бюджеты краев, областей, автономных областей и автономных округов передается часть прибылей предприятий и хозяйственных организаций республиканского подчинения, расположенных на территории краевых, областных, окружных Советов. Размеры указанных отчислений и порядок их поступления в бюджеты устанавливаются законодательством союзных республик.

В формировании доходов бюджетов краев, областей, автономных областей и автономных округов участвуют также предприятия и хозяйственные организации союзного подчинения. Формы и методы этого участия устанавливаются законодательством Союза ССР.

Статья 7. Осуществление краевым, областным, окружным Советом руководства деятельностью нижестоящих Советов


Краевой, областной, окружной Совет народных депутатов, осуществляя руководство деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, направляет их работу по проведению в жизнь законов, других решений вышестоящих государственных органов, планов экономического и социального развития, комплексных общегосударственных, республиканских, межотраслевых и региональных программ, изучает, обобщает и распространяет опыт работы Советов, обеспечивает совершенствование форм и методов их деятельности, подготовки и повышения квалификации работников советских органов.

Краевой, областной, окружной Совет заслушивает доклады и сообщения о деятельности нижестоящих Советов, их исполнительных комитетов, имеет право отменять акты нижестоящих Советов в случае несоответствия этих актов законодательству.

Статья 8. Участие депутатов краевого, областного, окружного Совета в осуществлении Советом государственной власти

 


Осуществление краевым, областным, окружным Советом народных депутатов своих полномочий строится на основе активного участия в его работе каждого депутата Совета. Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью.

Депутат краевого, областного, окружного Совета на время сессии Совета, заседания исполнительного комитета и постоянной комиссии, в состав которых он избран, а также для выполнения поручений Совета и его исполнительного комитета освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы. Депутату краевого, областного, окружного Совета обеспечиваются другие гарантии депутатской деятельности, установленные законодательством Союза ССР и союзных республик.

Глава II

     
Компетенция краевых, областных Советов народных депутатов

     

Статья 9. Полномочия в области планирования, материально-технического снабжения, учета и отчетности


Краевой, областной Совет народных депутатов:

1) утверждает текущие и перспективные планы экономического и социального развития края, области, организует и контролирует реализацию этих планов, утверждает отчеты об их выполнении; учитывает при разработке текущих и перспективных планов наказы избирателей, предложения трудовых коллективов; принимает меры по улучшению плановой работы, рациональному сочетанию территориального и отраслевого развития, обеспечению сбалансированного роста экономики края, области; добивается повышения эффективности общественного производства, ускорения научно-технического прогресса, роста производительности труда и улучшения качества продукции;

2) разрабатывает в составе планов экономического и социального развития края, области сводные разделы по всему комплексу мероприятий в области социального развития, предусматривает в них меры по улучшению условий труда, повышению квалификации и профессионального мастерства работников, общеобразовательного и культурного уровня населения, улучшению жилищных и культурно-бытовых условий жизни, медицинского обслуживания и другие мероприятия в области социального развития и культуры в увязке с заданиями по развитию производства, капитальному строительству и повышению их эффективности;

3) рассматривает представляемые предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения, расположенными на территории края, области, проекты планов этих предприятий, учреждений и организаций в части, относящейся к компетенции Совета, в необходимых случаях вносит свои предложения в соответствующие вышестоящие органы и участвует в обсуждении предложений; составляет и утверждает сводные текущие и перспективные планы производства местных строительных материалов, выпуска товаров народного потребления, жилищно-коммунального и культурно-бытового строительства а также контролирует выполнение указанных планов. При включении в сводные планы показателей по предприятиям, объединениям и организациям вышестоящего подчинения исходит из плановых заданий, утвержденных им соответствующими министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР и союзной республики;

4) утверждает текущие и перспективные планы предприятий, учреждений и организаций краевого, областного подчинения, решает вопросы размещения, развития и специализации указанных предприятий, учреждений и организаций, принимает меры по укреплению их материально-технической базы;

5) принимает участие в разработке региональных и иных программ, предусматривающих формирование и развитие расположенных на территории Совета территориально-производственных комплексов и промышленных узлов;

6) вносит в соответствующие министерства, государственные комитеты и ведомства СССР и союзной республики предложения о производстве на подчиненных им предприятиях товаров народного потребления (результаты рассмотрения этих предложений должны быть сообщены краевому, областному Совету не позднее чем в месячный срок); дает заключения по предложениям министерств, государственных комитетов и ведомств СССР и союзной республики об организации на подчиненных им предприятиях производства товаров народного потребления сверх установленной номенклатуры основной продукции;

7) разрабатывает балансы трудовых ресурсов, местных строительных материалов и топлива, земельный баланс, баланс денежных доходов и расходов населения и другие балансы, необходимые для планирования комплексного экономического и социального развития на территории края, области;

8) организует, реорганизует или ликвидирует в порядке, установленном законодательством, предприятия, учреждения и организации краевого, областного подчинения; вносит в необходимых случаях предложения об организации, реорганизации или ликвидации предприятий и организаций вышестоящего подчинения;

9) руководит организациями снабжения и сбыта краевого, областного подчинения; организует материально-техническое снабжение предприятий, учреждений и организаций краевого, областного подчинения, а также сбыт производимой ими продукции;

10) руководит делом учета, отчетности и статистики на предприятиях, в учреждениях и организациях краевого, областного подчинения.

Статья 10. Полномочия в области бюджетно-финансовой работы и цен


Краевой, областной Совет народных депутатов:

1) утверждает бюджет края, области и организует его исполнение; учитывает при составлении бюджета наказы избирателей; перераспределяет в необходимых случаях в процессе исполнения бюджета средства краевого, областного бюджета между отраслями хозяйства, отделами и управлениями исполнительного комитета, а также ассигнования на заработную плату в пределах утвержденного фонда заработной платы; утверждает отчет об исполнении бюджета края области;

2) направляет доходы, дополнительно полученные при исполнении краевого, областного бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате перевыполнения доходов или экономии по расходам, на финансирование местного хозяйства и социально-культурных мероприятий, включая капитальные вложения сверх установленных плановых лимитов, на проведение капитального ремонта зданий исполнительных комитетов местных Советов, их отделов и управлений, судов, государственного арбитража и нотариальных контор, на приобретение для них инвентаря и оборудования, а также на строительство зданий, приобретение и ремонт транспортных средств для исполнительных комитетов районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов (изъятие из краевого, областного бюджета указанных средств, за исключением ассигнований, не использованных в связи с невыполнением плана по государственным капитальным вложениям и плана развития сети социально-культурных учреждений, не допускается);

3) осуществляет мероприятия по укреплению материально-финансовой базы исполнительных комитетов нижестоящих Советов; образует в соответствии с законодательством в краевом, областном бюджете фонд непредвиденных расходов исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов;

4) руководит работой по исчислению и взиманию государственных и местных налогов и сборов; в соответствии с законодательством предоставляет колхозам, пострадавшим от стихийных бедствий, отсрочку платежей по подоходному налогу, в необходимых случаях полностью или частично освобождает эти колхозы от уплаты налога за счет соответствующих бюджетов; устанавливает, исходя из средних ставок сельскохозяйственного налога для края, области, ставки налога для отдельных районов и населенных пунктов; при необходимости может понижать ставки и устанавливать льготы по местным налогам и сборам как для отдельных категорий облагаемых объектов и групп плательщиков, так и для отдельных плательщиков, решает другие вопросы, отнесенные к его ведению законодательством о налогах и сборах;

5) рассматривает квартальные кассовые планы краевой, областной конторы Госбанка СССР по автономной области, автономным округам, районам и городам краевого, областного подчинения, принимает меры по их выполнению; утверждает планы по краю, области по долгосрочному кредитованию колхозов, межхозяйственных предприятий (организаций) в сельском хозяйстве, жилищно-строительных кооперативов и индивидуальных заемщиков; осуществляет контроль за правильным использованием кредитов и своевременным возвратом долгосрочных ссуд; перераспределяет долгосрочные кредиты между автономной областью, автономными округами, районами и городами краевого, областного подчинения в пределах общей суммы, установленной планом долгосрочного кредитования для каждой группы заемщиков; направляет работу государственных трудовых сберегательных касс, местных органов государственного страхования;

6) осуществляет мероприятия по проведению на территории края, области единой политики цен; принимает необходимые меры к повышению эффективности государственного и общественного контроля за соблюдением цен и тарифов, а также к предотвращению и устранению нарушений государственной дисциплины цен; решает в соответствии с законодательством вопросы утверждения цен и тарифов.

Статья 11. Полномочия в области промышленности, строительства, градостроительства и архитектуры


Краевой, областной Совет народных депутатов:

1) руководит промышленными предприятиями и объединениями краевого, областного подчинения, утверждает итоги их финансово-хозяйственной деятельности, распределение в установленном порядке полученной прибыли; распределяет продукцию указанных предприятий и объединений, произведенную из местного сырья, а также из отходов и сырья собственных заготовок предприятий и объединений; образует в соответствии с законодательством фонд развития местной промышленности;

2) руководит развитием производства товаров народного потребления, координирует и контролирует их производство на всех предприятиях, расположенных на территории края, области, принимает меры по увеличению выпуска, расширению ассортимента и повышению качества товаров; организует производство строительных материалов на базе местного сырья с использованием нераспределяемых в централизованном порядке отходов производства; способствует развитию народных художественных промыслов и ремесел;

3) оказывает помощь расположенным на территории края, области промышленным предприятиям, объединениям и организациям вышестоящего подчинения в рациональном использовании производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, улучшении социально-культурного, бытового и иного обслуживания рабочих и служащих;

4) руководит делом градостроительства, архитектуры и комплексной застройки; утверждает или согласовывает в установленном порядке проекты и схемы районной планировки, проекты планировки пригородных зон, генеральные планы и проекты детальной планировки городов и других населенных пунктов, размещение на территории края, области нового строительства, а также расширение и реконструкцию промышленных, транспортных и других объектов;

5) осуществляет контроль за строительством, ведущимся на территории края, области, сроками и качеством строительно-монтажных работ, соблюдением проектов и смет на всех объектах жилищно-гражданского назначения, производственных объектах краевого, областного подчинения, соблюдением проектов на производственных объектах вышестоящего подчинения, а также за правильностью использования земельных участков, отведенных под строительство объектов, независимо от подчиненности; запрещает или приостанавливает строительство, проводимое с нарушением требований законодательства;

6) руководит проектными, строительно-монтажными и ремонтно-строительными организациями краевого, областного подчинения, обеспечивает выполнение ими производственно-финансовых планов; утверждает проекты и титульные списки по стройкам и объектам краевого, областного подчинения в пределах сметной стоимости, устанавливаемой законодательством;

7) выполняет функции заказчика по строительству объектов краевого, областного подчинения; организует кооперативное строительство; содействует индивидуальному жилищному строительству; с согласия предприятий, учреждений, организаций, колхозов и совхозов решает вопросы о совместном использовании их средств, выделяемых на жилищное, коммунальное, дорожное строительство, строительство учреждений просвещения, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения, предприятий торговли и общественного питания, бытового обслуживания, а также об объединении средств, определяет заказчика по этим видам строительства.

Статья 12. Полномочия в области сельского хозяйства и заготовок


Краевой, областной Совет народных депутатов:

1) руководит сельскохозяйственным производством, принимает меры по укреплению его материально-технической базы, увеличению производства и повышению качества сельскохозяйственной продукции; утверждает плановые задания по государственным закупкам сельскохозяйственных продуктов автономной области, автономным округам, районам, сельскохозяйственным предприятиям, объединениям и организациям краевого, областного подчинения, организует своевременное выполнение ими планов производства и продажи сельскохозяйственных продуктов государству; обеспечивает сохранность сельскохозяйственной продукции;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»