15. Для последовательного повышения уровня производственной квалификации рабочих, получения ими технических и экономических знаний, необходимых для овладения передовой техникой, научной организацией труда, высокопроизводительными методами выполнения сложных и ответственных работ, тарифицируемых по более высоким разрядам (классам и т.п.) данной специальности, организуются:
а) производственно-технические курсы;
б) курсы обучения рабочих вторым и совмещаемым профессиям;
в) курсы целевого назначения;
г) школы по изучению передовых методов труда;
д) школы мастеров.
16. Производственно-технические курсы создаются в целях:
а) повышения производственных умений и технических знаний рабочих до уровня, необходимого для фактически выполняемых ими работ;
б) повышения квалификации рабочих (разряда, класса и т.п.) с низшего до среднего уровня;
в) повышение квалификации рабочих со среднего до более высокого уровня в пределах данной профессии и специальности.
В группы повышения производственной квалификации направляются в первую очередь рабочие, имеющие более длительный стаж работы по специальности на данном предприятии или в организации, достигшие повышенных производственных показателей, проявившие творческую активность на производстве в области рационализации труда и изобретательства. При направлении на производственно-технические курсы учитывается уровень общего и профессионального образования рабочих.
17. Продолжительность обучения каждой учебной группы устанавливается администрацией предприятия или организации по согласованию с фабрично-заводским, местным комитетом профсоюза в зависимости от сложности осваиваемых работ и уровня образования обучаемых рабочих в пределах до 6 месяцев - при обучении без отрыва от производства, до 3 месяцев - при освобождении рабочих от основной работы.
Повышение квалификации рабочих на производственно-технических курсах проводится по программам, составляемым и утверждаемым министерствами и ведомствами, а по их разрешению - также предприятиями и организациями.
Программы разрабатываются на основе методических рекомендаций Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию с учетом требований конкретной отрасли производства, уровня общеобразовательной и технической подготовки обучаемых рабочих.
18. Рабочие, успешно окончившие производственно-технические курсы и сдавшие квалификационные экзамены, пользуются преимуществом при повышении тарифного разряда (класса и т.п.) и продвижении по работе.
19. Обучение рабочих вторым и совмещаемым профессиям проводится исходя из потребностей производства в расширении профессионального профиля рабочих, совмещении профессий и специальностей, улучшении организации труда рабочих и рационального использования оборудования.
Обучение на указанных курсах проводится по программам подготовки новых рабочих с сокращением в случае необходимости разделов теоретического курса программы.
Срок обучения устанавливается до 3 месяцев.
При обучении рабочих вторым профессиям они могут быть освобождены от основной работы на весь срок производственного обучения.
20. Для изучения рабочими нового оборудования, изделий, материалов, новых технологических процессов, средств механизации и автоматизации производственных процессов, вопросов экономики производства, качества выпускаемой продукции, научной организации труда организуются курсы целевого назначения.
Общая продолжительность обучения на курсах целевого назначения устанавливается администрацией предприятия, организации.
Программы курсов целевого назначения разрабатываются и утверждаются министерствами и ведомствами или по их разрешению предприятиями и организациями.
21. Теоретические занятия при повышении квалификации рабочих проводятся учебными группами постоянного состава, комплектуемыми, как правило, из рабочих одинаковых или родственных специальностей, одинакового уровня квалификации, имеющих общеобразовательную подготовку, необходимую для усвоения изучаемых технических и экономических дисциплин. Продолжительность и дни проведения занятий устанавливаются администрацией предприятия или организации по согласованию с фабрично-заводским местным комитетом профсоюза.
Изучение теоретическое курса при повышении квалификации рабочих может проводиться предприятиями и организациями на договорных началах в вечерних (сменных) профессионально-технических училищах, а также на курсах, организуемых при дневных и вечерних училищах.
Производственное обучение, где это предусмотрено учебной программой, может проводиться индивидуально, в учебных бригадах (группах) или же на рабочих местах обучающихся под руководством инструктора.
22. В целях массового освоения рабочими прогрессивных приемов и методов работы передовиков производства, улучшения качества и снижения себестоимости продукции, экономии материалов, внедрения методов научной организаций труда и улучшения других технико-экономических показателей производства создаются школы передовых методов труда.
Школы комплектуются, как правило, рабочими одной специальности и могут быть: цеховыми (участковыми), комплектуемыми рабочими данного цеха, участка, отделения; заводскими (строительных управлений), комплектуемыми рабочими нескольких цехов, строительств, отделений данного предприятия или организации; межзаводскими (общетрестовскими, межпостроечными), комплектуемыми рабочими нескольких предприятий, строительств и других организаций.
Цеховые и заводские школы организуются предприятиями, а межзаводские - министерствами или ведомствами совместно с соответствующими профсоюзными органами.