Недействующий

Об утверждении "Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен" (утратило силу на основании приказа Росстата от 10.10.2017 N 666)

КРАТКИЙ ГЛОССАРИЙ


ИНДЕКС ЦЕН - относительный показатель, выраженный в коэффициентах или процентах, характеризующий изменение цен во времени или в пространстве.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ЦЕН - представляет собой отношение цены конкретного товара (услуги) в определенный период времени к цене того же товара (услуги) в базисном периоде.

СВОДНЫЙ ИНДЕКС ЦЕН - взвешенное среднее значение всех индивидуальных индексов цен.

ИНДЕКС ЦЕН БАЗИСНЫЙ - базисный индекс рассчитывается как отношение цены текущего периода к цене периода, принятого за базу.

ИНДЕКС ЦЕН ЦЕПНОЙ - строится методом отнесения цены текущего периода к цене предыдущего периода. При постоянных весах действует правило, согласно которому произведение цепных индексов равняется базисному.

БАЗИСНЫЙ ПЕРИОД ИНДЕКСА - период, для которого значение индекса устанавливается равным 1,0 или 100%.

ЦЕНА (ТАРИФ) - денежное выражение стоимости товара (услуги) в единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации рынка и т.п.), а также субъективных обстоятельств (выбор контрагента, рынка сбыта, времени, места и способа заключения сделки и т.п.).

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ (РОЗНИЧНАЯ) ЦЕНА (ТАРИФ) - фактическая цена или тариф на товары и услуги, реализуемые в свободной продаже в организациях торговли сферы услуг в стационарных торговых заведениях и при передвижной торговле (киоски, палатки и т.д.), а также на рынках. Потребительская цена является конечной ценой потребления и включает в себя НДС, акциз, налог с продаж и другие косвенные налоги, а также затраты и прибыль организаций товаропроводящей сети.

СОПОСТАВИМАЯ ЦЕНА (ТАРИФ) - цена (тариф), зарегистрированная в одной и той же организованной торговли (сферы услуг) на один и тот же товар (услугу).

СРЕДНЯЯ ЦЕНА (ТАРИФ) - среднеарифметическая величина из уровней цен товара (услуги)-представителя, зарегистрированных в различных городах.

СРЕДНЯЯ АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ВЗВЕШЕННАЯ ЦЕНА -

     
где:


- цена товара;

- доля численности населения территории.

РЕГИСТРАЦИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ) - метод сбора информации о ценах на товары (услуги), вошедшие в сформированные наборы товаров (услуг)-представителей в организациях, отобранных для наблюдения за потребительскими ценами.

ТОВАР (УСЛУГА)-ПРЕДСТАВИТЕЛЬ - вся совокупность товаров (услуг) определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские их свойства, и должны быть однородными по своему потребительскому назначению.

НАБОР ТОВАРОВ (УСЛУГ)-ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ - единая для всех регионов Российской Федерации репрезентативная выборка групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением.

ВЗВЕШИВАНИЕ - метод индексных расчетов для получения сводных показателей из индивидуальных элементов, каждому из которых придается определенное значение, или вес, в общей их совокупности.

ВЕСА - мера относительной значимости товара (услуги) в рамках сводного индекса цен.