ИНДЕКС ЦЕН - относительный показатель, выраженный в коэффициентах или процентах, характеризующий изменение цен во времени или в пространстве.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ЦЕН - представляет собой отношение цены конкретного товара (услуги) в определенный период времени к цене того же товара (услуги) в базисном периоде.
СВОДНЫЙ ИНДЕКС ЦЕН - взвешенное среднее значение всех индивидуальных индексов цен.
ИНДЕКС ЦЕН БАЗИСНЫЙ - базисный индекс рассчитывается как отношение цены текущего периода к цене периода, принятого за базу.
ИНДЕКС ЦЕН ЦЕПНОЙ - строится методом отнесения цены текущего периода к цене предыдущего периода. При постоянных весах действует правило, согласно которому произведение цепных индексов равняется базисному.
БАЗИСНЫЙ ПЕРИОД ИНДЕКСА - период, для которого значение индекса устанавливается равным 1,0 или 100%.
ЦЕНА (ТАРИФ) - денежное выражение стоимости товара (услуги) в единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации рынка и т.п.), а также субъективных обстоятельств (выбор контрагента, рынка сбыта, времени, места и способа заключения сделки и т.п.).
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ (РОЗНИЧНАЯ) ЦЕНА (ТАРИФ) - фактическая цена или тариф на товары и услуги, реализуемые в свободной продаже в организациях торговли сферы услуг в стационарных торговых заведениях и при передвижной торговле (киоски, палатки и т.д.), а также на рынках. Потребительская цена является конечной ценой потребления и включает в себя НДС, акциз, налог с продаж и другие косвенные налоги, а также затраты и прибыль организаций товаропроводящей сети.
СОПОСТАВИМАЯ ЦЕНА (ТАРИФ) - цена (тариф), зарегистрированная в одной и той же организованной торговли (сферы услуг) на один и тот же товар (услугу).
СРЕДНЯЯ ЦЕНА (ТАРИФ) - среднеарифметическая величина из уровней цен товара (услуги)-представителя, зарегистрированных в различных городах.
СРЕДНЯЯ АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ВЗВЕШЕННАЯ ЦЕНА -
где:
- цена товара;
- доля численности населения территории.
РЕГИСТРАЦИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ) - метод сбора информации о ценах на товары (услуги), вошедшие в сформированные наборы товаров (услуг)-представителей в организациях, отобранных для наблюдения за потребительскими ценами.
ТОВАР (УСЛУГА)-ПРЕДСТАВИТЕЛЬ - вся совокупность товаров (услуг) определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские их свойства, и должны быть однородными по своему потребительскому назначению.
НАБОР ТОВАРОВ (УСЛУГ)-ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ - единая для всех регионов Российской Федерации репрезентативная выборка групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением.
ВЗВЕШИВАНИЕ - метод индексных расчетов для получения сводных показателей из индивидуальных элементов, каждому из которых придается определенное значение, или вес, в общей их совокупности.
ВЕСА - мера относительной значимости товара (услуги) в рамках сводного индекса цен.