26. Для повышения эффективности работы по проведению юридической экспертизы желательно проведение регулярного анализа выявляемых нарушений федерального законодательства, допускаемых при принятии правовых актов, с целью определения наиболее типичных. Осуществление такого анализа позволит в значительной степени оптимизировать деятельность экспертных подразделений.
Каждый регион имеет определенную специфику, обусловленную своеобразием экономического, политического и иного положения субъекта Российской Федерации, что отражается и на правовом регулировании общественных отношений. Вместе с тем существуют общие для всех регионов нарушения законодательства, изучение которых также необходимо.
27. Наиболее общими формами несоответствия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству являются:
принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации актов и норм по предметам ведения Российской Федерации в случае, если это не предусмотрено федеральным законодательством;
принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации актов и норм, нарушающих принцип разделения властей;
компиляция норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, регулирующих вопросы, относящиеся к предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
включение в правовой акт норм и положений, противоречащих нормам Конституции Российской Федераций и другим актами федерального законодательства либо искажающих их смысл.
28. Правовой акт субъекта Российской Федерации может противоречить Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству в целом либо в определенной части.
В целом акт противоречит Конституции Российской Федерации или федеральному законодательству, если:
его принятие противоречит основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина;
предмет его регулирования относится к предмету ведения Российской Федерации и в федеральном законодательстве не предусмотрено право субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование;
все нормы рассматриваемого акта противоречат Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Правовой акт противоречит Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству в определенной части, если нарушения содержатся в отдельных положениях акта субъекта.
29. Признаки несоответствия правового акта федеральному закону:
отсутствие правовых оснований, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами необходимы для издания правового акта;
принятие правового акта во исполнение отмененного федерального закона;
неправильный выбор федерального закона, примененного при принятии правового акта;
принятие правового акта органом, в компетенцию которого это не входит, либо издание с превышением полномочий, предоставленных данному органу;
нарушение порядка принятия правового акта;
иные признаки.
30. Среди конкретных нарушений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства особо следует обратить внимание на те, которые связаны с установлением норм, регулирующих вопросы, отнесенные к предметам ведения Российской Федерации. Например, некоторыми актами субъектов Российской Федерации устанавливаются:
право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять мероприятия по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности, что противоречит пункту "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации;
порядок управления и пользования федеральной собственностью, что противоречит пункту "д" статьи 71 Конституции Российской Федерации;
порядок введения чрезвычайного положения на территории субъекта, что противоречит статьям 56, 88 Конституции Российской Федерации;
право учреждать банки и давать им поручения, решать вопросы кредитования Центральным банком Российской Федерации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что противоречит пунктам "г", "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации, Федеральному закону ''О Центральном банке Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 года N 65-ФЗ);
право заключения, ратификации международных договоров, право главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации представлять соответствующий субъект в международных отношениях, что противоречит пункту "к" статьи 71, пункту "о" статьи 72 Конституции Российской Федерации, федеральным законам от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах" и от 13 октября 1995 года N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности";
положения, относящиеся к сфере уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, гражданского законодательства, что противоречит пункту "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации;
право самостоятельно определять финансовое, валютное, кредитно-денежное, таможенное регулирование, что противоречит пункту "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации.