Действующий

Об отраслевой программе "Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации (2003-2008 годы)"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Принятие Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N  3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", введенного в действие 1 января 1993 года, явилось выражением существенных изменений государственной политики в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами. Среди предоставленных государством этой категории граждан России прав выделяются права на получение всех видов психиатрической помощи и на социальную защиту. Законом установлено, что финансирование деятельности учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, должно осуществляться в размерах, обеспечивающих ее гарантированный уровень и высокое качество.

Указанные требования нашли отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 6, ст.606), которым утверждены положения об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь; о лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов; об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи.

Реализация Программы требует принятия первоочередных экстренных мер для обеспечения прав лиц, страдающих психическими расстройствами, уменьшения отрицательных для государства и общества последствий психических расстройств, таких как инвалидность и нетрудоспособность, преступность, непригодность к военной службе и других.

За последние 7 лет число лиц, впервые признанных в течение года инвалидами, вследствие психических расстройств в Российской Федерации увеличилось более чем на 50%, из которых 80% составляют инвалиды I -II групп. Исходя из этого, укрепление материально-технической базы стационарной и внебольничной помощи лицам, страдающим психическими расстройствами, должно быть направлено на создание учреждений профилактического типа.

Рост инвалидности во многом обусловлен возникновением серьезных препятствий для трудоустройства и трудовой реабилитации лиц с психическими расстройствами. В связи с остановкой специализированного производства на обычных предприятиях и предприятий, поддерживавших в прошлом через систему заказов внебюджетное финансирование деятельности лечебно - трудовых мастерских (ЛТМ) при психиатрических учреждениях, происходит значительное сокращение объема трудовой терапии. Увеличивается число больных, не имеющих средств к существованию, утративших жилье и социальные связи.

Крайне напряженное положение складывается с кадрами психиатрических учреждений. Врачей-психиатров и других специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи, недостаточно, что в значительной мере связано с непропорциональным распределением сети специализированных учреждений и подразделений. По расчетам, в ближайшие годы необходимо подготовить дополнительно 3500 психиатров, 3600 медицинских психологов, 3900 психотерапевтов, 2000 специалистов по социальной работе, 9500 социальных работников. Создание условий для работы этих специалистов позволит во многом решить кадровую проблему.

Перечисленные проблемы свидетельствуют о необходимости приложить серьезные усилия к укреплению материально-технической базы психиатрической службы, состояние которой в настоящий момент не соответствует предъявляемым к ней требованиям. Большинство зданий и помещений психиатрических учреждений и их оснащение не позволяют оказывать психиатрическую помощь в достойных человека условиях. Значительная часть учреждений не имеет необходимой системы водоснабжения, канализации и регулярного электроснабжения. Эпизодический текущий ремонт за счет скудных ассигнований, которые получает психиатрическая служба, малоэффективен.

Необходимость реорганизации сети психиатрической помощи в России обусловлена не только чрезмерной централизацией коечного фонда в крупных психиатрических стационарах, но также неудовлетворительным состоянием материальной базы этих стационаров и слабым развитием полустационарных и других внебольничных форм организации психиатрической помощи.

С учетом Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства от 05.11.97 N 1387, в 1999 году Минздравом России разработаны и направлены для использования в субъектах Российской Федерации соответствующие методические рекомендации.

Однако, как показывает практика, без целенаправленного методического и технического руководства со стороны Минздрава России в субъектах Российской Федерации мероприятия, предусмотренные в решении Коллегии Министерства "О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001 - 2005 годы и на период до 2010 года" - не могут быть выполнены в необходимом объеме.

Прежде всего, требуется внедрение стандартов в области сетевого планирования и проектирования учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, разработанных Минздравом России для 6 типов территорий. На первом этапе (2002-2004 годы) экспериментальная разработка таких стандартов для ряда конкретных территорий (по одной для каждого Федерального округа России), позволила бы создать перспективу улучшения материально-технической базы для всей психиатрической службы страны, традиционно находящейся в неблагополучном состоянии.

Следует учесть, что в последние годы в Минздрав России с предложениями об улучшении материально - технической базы психиатрической службы в России обращается проводящий инспекцию психиатрических учреждений на территории страны Европейский Комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) Совета Европы.

По информации, полученной в 2000 году от администрации субъектов Российской Федерации, в программе неотложных мер развития психиатрической помощи в масштабе России готовы принять участие 41 субъект Российской Федерации. С учетом того, что в настоящее время в 75 субъектах Российской Федерации реализуются или разрабатываются территориальные программы развития психиатрической помощи, реализация отраслевой программы может сыграть значительную роль в их поддержке и своевременной коррекции, служить основой для долгосрочного планового развития психиатрической службы на территории.