1. На своей сорок девятой сессии (Мадрид, 21-23 ноября 1994 года) Исполнительный совет принял решение, в котором он поручает Генеральному секретарю переработать проект заявления ВТО о предотвращении организованного секс-туризма с учетом дискуссии, которая имела место на данной сессии, а также любых предложений, которые могут быть выдвинуты на предстоящем межведомственном заседании экспертов по предотвращению организованного секс-туризма, которое будет проводиться в штаб-квартире ВТО в 1995 году, и просит Генерального секретаря представить пересмотренный проект этого заявления на рассмотрение на его пятидесятой сессии (решение 4(XLIX)).
История вопроса
2. В резолюции 1983/30 Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций предложил Всемирной туристской организации "поставить вопрос о сексуально ориентированном туризме в ее повестку дня" (14-е пленарное заседание 26 мая 1983 года.). ВТО ответила на это, поставив этот вопрос перед своей рабочей группой, готовившей Хартию туризма и Кодекс туриста, которые были позднее приняты Генеральной ассамблеей ВТО, проходившей в Софии (Болгария) в октябре 1985 года. В ст.IV, д, этого документа предусматривается, что государства должны "предотвращать любую возможность использования туризма для эксплуатации других в целях проституции", а в статье XI, г, содержится призыв к туристам "воздерживаться от эксплуатации других в целях проституции".
3. Хотя эта декларация принципов не является юридически обязательной, на нее часто ссылаются другие национальные и международные организации, как правительственные, так и неправительственные, и она рассматривается в качестве морального источника программных документов и заявлений по секс-туризму.
4. Проблему секс-туризма рассматривала Комиссия ООН по правам человека, конкретно - ее рабочая группа по современным формам рабства (17-е заседание 14 августа 1992 года), которая в резолюции 1992/2 обратилась к своему Генеральному секретарю с просьбой "передать Всемирной туристской организации глубокую озабоченность рабочей группы в отношении секс-туризма одновременно с просьбой созвать в качестве приоритетного мероприятия совещание для обсуждения последствий секс-туризма и путей предотвращения этого явления, особенно когда речь идет о детской проституции".
5. Г-н В.Мунтарборн, специальный докладчик Комиссии по правам человека, в своем докладе от 12 января 1993 года обратился с просьбой, чтобы туристские агентства были "более ответственными в отношении секс-туризма" и чтобы ВТО "распространила среди туристских агентств этический кодекс с целью предотвращения эксплуатации детей" (док. E/CN/4/1993/67).
6. В мае 1993 года ВТО была представлена на международной консультативной встрече по детской проституции, которую организовала в Бернхаузер форст, Штутгарт (Германия), ЕКПАТ (кампания за прекращение детской проституции в азиатском туризме). Выводы этой консультативной встречи были обсуждены в июле 1993 года на совместном заседании комитетов ВТО по безопасности и упрощению туристских формальностей (которые позднее были объединены в Комитет по обеспечению качества), которое поддержало "предложение созвать межведомственное совещание экспертов для обсуждения последствий и путей предотвращения секс-туризма".
7. Эта возобновленная инициатива была включена в повестку сессии Исполнительного совета ВТО в ноябре 1994 года вместе с проектом заявления о предотвращении организованного секс-туризма, который предварительно рассмотрел Комитет ВТО по обеспечению качества на своем первом заседании (Мадрид, октябрь 1994 года) и который был подготовлен по инициативе Генерального секретаря.
8. Данное совещание, проведение которого было первоначально запланировано в Мадриде, состоялось в г.Сен-Винсенте, Балле-д'Аосте (Италия) с 6 по 8 апреля 1995 года. Его организовал Европейский центр Сен-Винсента по биоэтике и качеству жизни на основании приглашения, которое ВТО получила от итальянского правительства, предложившего оплатить расходы по проведению этого мероприятия.
9. В этом совещании приняло участие более 50 специалистов. Европейская комиссия, Совет Европы, Интерпол, Комиссия ООН по правам человека, ПРООН и ВОЗ прислали своих представителей, обеспечили материалы и представили доклады, в то время как МОТ, ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО, которые не смогли направить экспертов, обещали присоединиться к плану действий, который планировалось принять на этом мероприятии. В нем приняли участие специалисты из Канады, Германии, Италии, Испании, Швейцарии и Великобритании; также были представлены Аргентина, Норвегия, Филиппины, Швеция, Шри-Ланка, Турция и Святейший Престол - постоянный наблюдатель при ВТО.
10. Сектор туризма представляли Международная гостиничная ассоциация (МГА), Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (ФУААВ), Международная ассоциация гидов по сопровождению (ИАТМ) и Итальянская ассоциация туристских агентств (ФИАВЕТ). Также присутствовала влиятельная группа заинтересованных неправительственных организаций, в том числе ЕКПАТ (Франция, Германия), Kenya Tourism Concern, Terre des Hommes (Германия, Италия) и Arbeitskeis Tourismus und Entwicklund (Швейцария).
11. Выводы совещания можно обобщить в следующих положениях:
a) секс-туризм является деликатным вопросом, в который вовлечено много факторов и сторон. Он принимает различные формы (поездки туристов для использования услуг проституток, поездки профессиональных и полупрофессиональных проституток в туристские центры, предложение сексуальных услуг туристам внутри туристской группы и т.д.), а его масштаб постоянно возрастает (это явление относится ко всем регионам мира). Главной формой секс-туризма, судя по всему, является эксплуатирование проституции, порожденной нищетой и вызываемой всеми разновидностями неравенства между посетителями и жителями туристских районов. Секс-туризм зачастую вырастает из проституции на массовом уровне;
b) секс-туризм приводит к многочисленным и серьезным последствиям: распространению венерических заболеваний, включая ВИЧ-инфекцию, среди местных жителей и туристов, разрушению социального строя принимающих центров, размыванию традиционных общественных и культурных ценностей, росту преступности, наносит ущерб облику соответствующих туристских центров;
c) с другой стороны, оставив в стороне долгосрочные издержки секс-туризма для общества, эта деятельность приносит значительные туристские доходы и поддерживает экономическую активность занятого в ней населения. Так как эта деятельность живуча, можно предположить, что в краткосрочном плане не предвидится альтернативных способов экономического выживания вовлеченных в нее групп населения;
d) несмотря на возрастающую озабоченность в этом отношении, секс-туризм как в открытых, так и в более скрытых формах в большинстве стран не преследуется, особенно в тех странах, где проституция разрешена; при этом исключением являются те случаи, когда эта деятельность ведет к преступным действиям, таким, как насильное принуждение, эксплуатация или запрещенные половые отношения с детьми. Другими словами, считается, что опасность проституции и секс-туризма связана с тем фактом, что эти виды деятельности неизбежно ведут к преступным действиям и вовлекают в качестве наиболее уязвимых жертв детей и подростков;
e) именно в этом контексте мы должны определить ответственность туристского сектора за секс-туризм и его последствия. Этот сектор может нести прямую ответственность за организацию секс-туров (туроператоры и туристские агентства) и за предоставление коммерческих услуг сексуального характера в принимающих центрах (гостиницы, гиды); или он может быть косвенно ответственным за предоставление своих коммерческих сетей внешним организаторам таких поездок (например, клубы педофилов);
f) оперативный сектор туризма уже выдвинул различные инициативы, направленные против секс-туризма, в частности, благодаря прошлым докладам ВТО по этой проблеме. Сюда относятся:
просветительская кампания среди туристских агентств, которую проводит ЕКПАТ: во Франции - в целях защиты детей от сексуальной эксплуатации и на мировом уровне - среди членов ФУААВ, которые в одностороннем порядке присоединяются к официальной декларации по этому вопросу;
аналогичные планы в рамках МГА;
соглашения между Terre des Hommes и соответствующими туроператорами в Германии с целью запрещения присутствия детей-проституток на арендуемых объектах;
информационная кампания против секс-туризма и СПИДа, развернутая туристской индустрией Швейцарии по инициативе Tourismus und Entwicklund;
аналогичные кампании, проводимые некоторыми авиакомпаниями (например, Japan Airlines, Northwest);
g) благодаря деятельности ЕКПАТ проблема детей в секс-туризме вышла на передний план. Шведское правительство и ЮНИСЕФ в августе 1996 года будут проводить в Стокгольме Всемирный конгресс по предотвращению коммерческой сексуальной эксплуатации детей, организуемый в рамках выполнения Концепции о правах ребенка (Организация Объединенных Наций, 1989 год). На этом конгрессе в качестве одного из главных вопросов будет вопрос об эксплуатации детской проституции в туризме;
h) страны, направляющие большое количество туристов, такие, как, например, Австралия, Германия, Новая Зеландия, Швеция, приняли законы, разрешающие преследование их граждан за практику запрещенных форм половых связей с детьми за границей. Однако выполнение этих законов вызывает множество проблем процедурного и юридического характера, что требует проведения их широкомасштабного обсуждения с соответствующими странами. В ряде этих стран предприняты параллельные действия по обеспечению выполнения национальных законов и по выполнению мер, нацеленных на предотвращение детской проституции и ее эксплуатации в секс-туризме.
12. В завершение общей дискуссии по вопросам секс-туризма собравшиеся и Сен-Винсенте специалисты рассмотрели и обсудили проект заявления ВТО по предотвращению организованного секс-туризма. Участники совещания одобрили и поддержали этот документ. Было предложено несколько поправок с целью расширения его масштаба (определение, исследования, работа с руководством туристской индустрии, саморегуляционные механизмы. Стокгольмский конгресс).
13. Это помогло Секретариату пересмотреть данный проект в свете дискуссии, которая состоялась на сессии Совета в ноябре 1994 года. Совету предлагается изучить новый проект (приложение 1) с целью одобрения заявления и его представления Генеральной ассамблее на ее одиннадцатой сессии. Возможно, что Совет также пожелает рассмотреть последующие действия, которые он посчитает необходимыми в этой области.