Исследование физического развития регламентируется приказом от 14.03.95 N 60 "Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов".
Оценка уровня возрастного развития (полового созревания) и функциональных показателей имеет большое значение. Программа обследования составлена с расчетом получения данных об основных (тотальных) признаках физического развития, физиометрических и соматоскопических показателях.
Определение тотальных признаков физического развития
Длину тела (рост) измеряют при помощи складного металлического антропометра. Измерение проводят спереди. Голова обследуемого находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположены в одной горизонтальной плоскости. Горизонтальная линейка антропометра выдвигается на 15-20 см и подводится к наиболее высокой точке головы, при это сам инструмент находится в строго вертикальном положении. Точность измерения - до 0,5 см.
Массу тела (вес) определяют при помощи медицинских весов. Обследуемый стоит на середине весовой площадки, при этом входить и сходить с нее он должен при неподвижно закрепленном коромысле весов. Точность измерения - 100 гр.
Обхват груди (окружность грудной клетки) определяется с помощью полотняной прорезиненной ленты. Лента накладывается строго горизонтально (на уровне околососковых кружков спереди, под углами лопаток сзади); мягкие ткани следует слегка прижать. Точность измерения - до 0,5 см.
Определение физиометрических показателей
Жизненную емкость легких определяют при помощи водяного или воздушного спирометра. Обследуемый берет мундштук спирометра в правую руку, делает глубокий вдох и плотно захватывает мундштук губами, выдыхает в него воздух. Измерение проводят 3 раза, записывается максимальный результат. Точность измерения - 100 см (мл).
Мышечную силу кисти определяют ручным динамометром. Обследуемый стоит прямо, отведя правую руку немного вперед и в сторону, кистью руки обхватывает динамометр и максимально сжимает его по команде. Измерение проводится 3 раза, записывается максимальный результат. Точность измерения - 0,5 кг.
Определение соматоскопических показателей
Степень развития мускулатуры определяют визуально и оценивают по 3-балльной шкале. На основании выраженности рельефа мускулатуры и ее тонуса выделяют слабое (балл 1), среднее (балл 2) и сильное (балл 3) развитие мышц.
Степень развития подкожного жирового слоя определяют также визуально и оценивают по 3-балльной шкале. В соответствии с выраженностью или сглаженностью костного рельефа отмечают слабое (балл 1), среднее (балл 2) и сильное (балл 3) развитие подкожно-жировой клетчатки.
Определение зубной формулы. Общее количество прорезавшихся постоянных зубов подсчитывается на верхней и нижней челюсти. Учитываются постоянные зубы всех стадий прорезывания - от четкого выступания режущего края зуба над десной до полностью сформировавшегося зуба. Началом прорезывания считается возраст, в котором 5% детей имеют постоянные зубы, а концом - возраст, когда постоянные зубы встречаются в 95% случаев.
Определение выраженности вторичных половых признаков. Стадии развития волосяного покрова на лобке: Р - отсутствие волос; Р - единичные короткие волосы; Р - волосы в центре лобка, густые, длинные; Р - волосы на всем треугольнике лобка, густые, длинные. Стадии развития волосяного покрова в подмышечной впадине: А - отсутствие волос; А - единичные волосы; А - волосы в центре впадины, хорошо выражены; А - волосы по всей подмышечной области, густые. Развитие молочных желез: M - детская стадия; M - железы не выделяются, сосок приподнят над околососковым кружком; М - околососковый кружок увеличен, вместе с соском образует конус, железы несколько выделяются, М - железы поднимаются на большом участке, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса; М - женская стадия, сосок приподнимается над околососковым кружком, железы принимают размеры и форму, свойственные взрослой женщине.
Развитие вторичных половых признаков обозначается общей формулой (например, AP - для мальчиков или MAP - для девочек) У девочек с 11-летнего возраста к формуле добавляются данные о наличии или отсутствии менструаций (Ме+, Me-).
Программа разработки полученных данных
1. Проведение индивидуальной оценки физического развития по модифицированным шкалам регрессии массы тела по длине тела.
2. Определение уровня полового созревания - оценка половой формулы по возрастно-половым нормативам.
3. Определение функциональных возможностей по динамометрии и ЖЕЛ.