Основные направления реализации Программы
в образовательных учреждениях разных типов
2.1. Учреждения дополнительного образования детей системы образования
В отличие от системы культуры (сеть учреждений дополнительного образования художественной направленности) или системы спорта (сеть учреждений дополнительного образования спортивной направленности) в системе образования дополнительное образование детей представлено во всем его многообразии и рассматривается как составляющая единого образовательного процесса в рамках общего образования.
За годы становления и развития системы, начиная с 1992 года, количество учреждений дополнительного образования детей, подведомственных органам образования, увеличилось на 3,3 тыс. (против 5,4 тыс. в 1992 году). Контингент обучающихся возрос на 3,2 млн.человек и составляет сегодня около 10 млн. (38,7% от общего числа обучающихся).
Из 10 видов учреждений дополнительного образования детей основную часть составляют дворцы, дома и центры детского и юношеского творчества, реализующие дополнительные образовательные программы различной направленности, а также спортивные школы и клубы общей физической подготовки. За ними следуют учреждения дополнительного образования детей, реализующие дополнительные образовательные программы технической, эколого-биологической и туристско-краеведческой направленности, свыше 400 учреждений, реализующих дополнительные образовательные программы спортивно-технической и военно-патриотической направленности.
Дополнительное образование является востребованным как для самих детей - от дошкольников до выпускников общеобразовательных учреждений, так и для их родителей, а также педагогов, работающих в этой системе.
Вместе с тем, сложившиеся социально-экономические условия в стране, дефицит финансирования системы образования, разрушившиеся связи промышленных предприятий и образовательных учреждений отразились на сохранении и развитии сети учреждений дополнительного образования детей, особенно реализующих дополнительные образовательные программы технической, эколого-биологической, туристско-краеведческой направленности.
Модернизация российской системы образования предполагает интеграцию общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей муниципального и регионального уровней в единое образовательное пространство, где каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности.
Учреждения дополнительного образования детей имеют большие возможности для успешной реализации социально-педагогических моделей деятельности, что способствует накоплению детьми опыта гражданского поведения, обеспечению духовного и творческого развития, осознанному выбору профессии, социализации.
2.2. Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях
Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:
определение содержания дополнительного образования, его форм и методов работы с обучающимися общеобразовательного учреждения с учетом возраста обучающихся, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;
формирование условий для создания единого образовательного пространства;
расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;
обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности;
создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании, организуемом в общеобразовательном учреждении.
2.3. Развитие дополнительного образования детей в учреждениях начального профессионального образования предполагает:
создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития обучающихся;
формирование здорового образа жизни обучающихся, развитие системы социальных служб и клубов, профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма;
расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования в условиях учреждения начального профессионального образования.
2.4. Развитие дополнительного образования детей в рамках деятельности детских общественных объединений предполагает:
кадровое обеспечение деятельности детских общественных объединений (введение ставок старших вожатых и педагогов-организаторов для работы с детскими общественными объединениями в образовательных учреждениях, подготовка, переподготовка и повышение их квалификации);
предоставление помещений в образовательных учреждениях для деятельности детских общественных объединений, проведения мероприятий;
проведение профильных смен актива детских общественных объединений, поддержку на конкурсной основе оздоровительно-образовательных программ детских общественных объединений в каникулярное время.