Недействующий

О реализации решения коллегии Минобразования России от 25 декабря 2001 года N 19/2 (фактически утратил силу в связи с истечением срока действия)

Реализация государственной политики
в области воспитания детей и молодежи


В Российской Федерации проживает 38 млн.детей и учащейся молодежи, что составляет более четверти населения страны. Будущее России определяется уровнем их воспитания, обучения, физического и духовного развития, гражданского становления.

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы (далее - Программа), утвержденная приказом Минобразования России от 18.10.99 N 574, определила цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования на долгосрочной основе. Она направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, определенной в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", федеральной целевой программе "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)".

Итоги реализации конкретных мер по обеспечению развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы свидетельствуют о том, что в течение этих двух лет была заложена основа создания условий для развития системы воспитания в образовательных учреждениях через:

обновление нормативной правовой базы по вопросам воспитания. Внесены соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство, разработаны проекты новых и изданы сборники действующих нормативных актов;

научно-методическое обеспечение развития воспитания с учетом специфики образовательных учреждений разных типов. Проведено более 20 научных исследований по актуальным проблемам воспитания детей и молодежи в современных условиях; всероссийские научно-практические конференции, семинары, научные дискуссии; активизировалась деятельность методической службы по обобщению и распространению передового опыта работы по организации единства образовательного процесса, его диагностике, развитию воспитательных систем, созданию банка данных соответствующего управленческого и педагогического опыта; повысилась роль Научно-методического совета по вопросам воспитания детей и молодежи в реализации практических мероприятий Программы;

информационно-методическое обеспечение: издание аннотированного каталога-справочника учебно-методической литературы по вопросам воспитания и подготовки детей к школе; разработка региональных программ развития воспитания, инновационных образовательных программ и пособий для организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях разных типов, методических рекомендаций в адрес педагогических работников по актуальным вопросам воспитания детей и молодежи; издание серии "Воспитание и дополнительное образование детей" в издательстве "Владос", информационно-методического журнала "Внешкольник", методических пособий "Высшая школа. Диалоги о воспитании"; подготовка рукописей "Книги вожатого" и "Настольной книги классного руководителя";

обеспечение готовности педагогических и руководящих кадров системы образования к решению современных задач воспитания детей и молодежи: реализация плана повышения квалификации специалистов на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования России, ГосНИИ семьи и воспитания РАО; разработка пакета соответствующих программ курсов для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов, старших вожатых, педагогов дополнительного образования детей, социальных педагогов, организаторов летнего отдыха детей и др.; введение в средних специальных учебных заведениях новых специальностей - "Организация воспитательной деятельности" и "Педагогика дополнительного образования"; разработка методических рекомендаций "О деятельности классного руководителя в общеобразовательном учреждении". За два года реализации Программы количество специалистов, призванных обеспечивать организацию воспитательной деятельности в образовательных учреждениях России, возросло на 8207 человек;

разработку на основе Программы и реализацию конкретных программ развития воспитания на региональном и муниципальном уровнях, в конкретных образовательных учреждениях всех типов; создание моделей воспитательных систем; обеспечение занятости детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования детей (42% обучающихся), в клубах по месту жительства, в школьных кружках и секциях (за два года количество кружков и секций в общеобразовательных учреждениях увеличилось на 8,7%, количество обучающихся соответственно на 8,8%), что позитивно сказалось на снижении правонарушений среди несовершеннолетних (в 2000 году число преступлений, совершенных подростками, уменьшилось по сравнению с 1999 годом на 6,2%, а количество несовершеннолетних участников преступлений - на 3,1%).

Все это естественным образом оказало положительное воздействие на развитие воспитания детей и молодежи. За два года в системе образования удалось переломить ситуацию: повысить статус воспитания в образовательных учреждениях, привлечь к проблеме воспитания широкую педагогическую, научную и родительскую общественность, гуманизировать воспитание на основе личностно-ориентированного подхода, традиций российской педагогики, полученных научных исследований.

В ходе реализации Программы в 1999-2001 годах системе образования были предъявлены достаточно высокие требования по развитию воспитания, что, к сожалению, не всегда сопровождалось созданием адекватных условий: повсеместным введением в штаты образовательных учреждений необходимого количества руководящих и педагогических кадров, в т.ч. методистов, обеспечивающих организацию воспитательной деятельности; увеличением заработной платы и соответствующих надбавок; коренными изменениями в подготовке на базе высшей профессиональной школы педагогических кадров для обеспечения образовательного процесса; введением критериев оценки уровня воспитанности обучающихся при аттестации образовательных учреждений всех типов; созданием необходимых условий, в т.ч. финансовых и материально-технических для организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях.

В результате, несмотря на отдельные улучшения, в развитии воспитания в системе образования России сделаны лишь первые шаги. Реальная эффективность работы возможна только при повышении требований к развитию воспитания с одной стороны и активной государственной поддержке на всех уровнях с другой стороны.

В целях закрепления и дальнейшего совершенствования наметившихся достижений в развитии воспитания на 2002-2004 годы ставятся следующие задачи:

1. Довести опыт работы образовательных учреждений разных типов по созданию моделей организации воспитательной деятельности, ставших лауреатами I Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений и Всероссийского конкурса моделей и проектов организации воспитательной деятельности в вузах, до педагогических работников образовательных учреждений, органов управления образованием субъектов Российской Федерации для использования в их практической работе.

2. На основе реально существующих воспитательных систем конкретных образовательных учреждений стремиться к созданию "воспитательного пространства" микрорайона, малого города, сельской местности, что позволит включить в развитие воспитания детей и молодежи все социальные институты общества.

3. Обеспечить эффективность профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей, организацию работы по месту их жительства, увеличение количества творческих объединений по интересам в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, привлечению семьи к воспитанию детей и молодежи.

4. Повсеместно способствовать развитию участия обучающихся в управлении образовательными учреждениями; содействовать созданию детских и молодежных общественных организаций.

5. Обеспечить повышение уровня педагогических работников, осуществляющих воспитательную деятельность в образовательных учреждениях.

6. Укреплять взаимодействие с заинтересованными органами, общественными и другими организациями по вопросу воспитания детей и молодежи.