1. Реализация государственного заказа на воспитание личности |
Государственный заказ на воспитание личности определен в основополагающих законодательных актах Российской Федерации - Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации Российского образования; Программе развития воспитания в системе образования России.
Мероприятия | Сроки | Исполнитель |
1 | 2 | 3 |
1.1. Разработка критериев уровня социальной компетенции воспитанников и обучающихся | 2003 год | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, структурные подразделения Минобразования России |
1.2. Реализация программ развития воспитания на региональном и муниципальном уровнях; разработка моделей организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях разных типов | 2002-2004 | Органы управления образованием субъектов Российской Федерации, структурные подразделения Минобразования России |
1.3. Издание и пропаганда лучших моделей организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях разных типов в системе образования России | 2002 год | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, |
1.4. Создание в рамках ФПРО федеральных экспериментальных площадок по развитию "воспитательного пространства" в микрорайонах, малых городах, сельской местности в федеральных округах Российской Федерации | 2002 год | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, |
1.5. Разработка рекомендаций по организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях | май | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, |
1.6. Разработка рекомендаций по организации воспитательной работы в ходе эксперимента по совершенствованию структуры содержания общего образования | апрель | Департамент образовательных программ и стандартов общего образования, |
2. Повышение ответственности руководящих и педагогических кадров |
Мероприятия | Сроки | Исполнитель |
1 | 2 | 3 |
2.1. Введение в штаты образовательных учреждений должностей педагогических работников, обеспечивающих организацию воспитательной деятельности | 2002-2004 | Органы управления образованием субъектов Российской Федерации, |
2.2. Развитие творческих объединений по интересам, кружков, спортивных секций и т.д. на базе общеобразовательного учреждения | 2002-2004 | Органы управления образованием субъектов Российской Федерации, |
2.3. Разработка индивидуальной карты роста личности обучающегося в единстве образовательного процесса | 2002 год | Органы управления образованием субъектов Российской Федерации, |
2.4. Разработка критериев оценки воспитательной деятельности образовательного учреждения разных типов | 2002-2003 | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, |
2.5. Подготовка ежегодного анализа реализации образовательными учреждениями разных типов воспитательной функции | ежегодно | ГосНИИ семьи и воспитания РАО, |
2.6. Разработка комплекта программ и учебно-методических пособий по обеспечению взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ духовно-нравственного, патриотического и культурно-миротворческого воспитания детей дошкольного возраста | 2003-2004 | Управление дошкольного образования Минобразования России, |
2.7. Подготовка и издание сборника актуальных технологий воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы дошкольного образовательного учреждения) | 2003-2004 | Управление дошкольного образования Минобразования России |
2.8. Разработка и проведение мониторинга "Воспитательный потенциал урока" (по результатам эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования) | 2003 год | Департамент образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования России, институты РАО |
3. Внедрение передового опыта, повышение квалификации педагогических |
Мероприятия | Сроки | Исполнитель | |
1 | 2 | 3 | |
3.1. Разработка программы повышения квалификации руководящих и педагогических кадров органов управления образованием, образовательных учреждений всех типов | I кв. | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России, | |
3.2. Проведение Всероссийского семинара-совещания "Воспитательная деятельность классного руководителя в современных условиях" | IV кв. | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России, | |
3.3. Подготовка к изданию научно-методического сборника по организации работы в области воспитания и дополнительного образования детей и молодежи в образовательных учреждениях | Ill кв. | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России, | |
3.4. Подготовка к изданию "Книги вожатого" | Ill кв. | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России, Союз пионерских организаций (Федерация детских организаций), Педобщество России | |
3.5. Организация Всероссийских научно-методических обучающих семинаров: | 2002 год | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России, | |
"Воспитание в сельской школе", "Воспитание в начальной школе" | 2003 год | учреждение - центр "Педагогический поиск", институты РАО, АПК и ПРО Минобразования России | |
3.6. Разработка методических рекомендаций для органов управления образованием и педагогических коллективов образовательных учреждений по психологическому сопровождению воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении | IV кв. | Управление специального образования, Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России, Комитет образования Алтайского края | |
3.7. Разработка тематических модулей программ курсов повышения квалификации специалистов дошкольного образования (органов управления образованием, дошкольных образовательных учреждений, ИПК) по теме "Содержание и формы сотрудничества дошкольных образовательных учреждений с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей" | 2002-2005 | Управление дошкольного образования Минобразования России, | |
3.8. Пропаганда регионального опыта работы по развитию воспитания в серии учебно-методических пособий "Воспитание и дополнительное образование детей" издательства "Владос", на страницах журналов "Внешкольник" и "Студенчество. Диалоги о воспитании" | 2002-2004 | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, | |
3.9. Определение базовых площадок по повышению квалификации педагогических и руководящих кадров с учетом специфики их деятельности | 2002 год | Структурные подразделения Минобразования России, органы управления образованием субъектов Российской Федерации | |
3.10.Создание базы данных передового опыта развития воспитания в образовательных учреждениях разных типов | 2002 год | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, | |
3.11. Создание федеральных экспериментальных площадок в рамках ФПРО по отработке вариативных моделей развития воспитания: создание воспитательной системы в образовательном учреждении, организация работы по месту жительства обучающихся, развитие дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, развитие сети учреждений дополнительного образования детей | 2002-2004 | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, | |
3.12. Проведение научно-исследовательской работы в области воспитания с учетом специфики образовательных учреждений | 2003-2004 | Структурные подразделения Минобразования России, |
4. Координация взаимодействия по реализации Плана действий, обеспечение |
Мероприятия | Сроки | Исполнитель |
1 | 2 | 3 |
4.1. Проведение региональных и федеральных мероприятий на базе лучших образовательных учреждений, имеющих опыт организации воспитательной деятельности | 2002-2004 | Структурные подразделения Минобразования России, |
4.2. Максимальное использование форм морального и материального поощрения педагогических и руководящих работников, образовательных учреждений разных типов за достигнутые успехи в области воспитания | 2002-2004 | Структурные подразделения Минобразования России, |
4.3. Подготовка ежегодных отчетов об итогах развития воспитания в системе образования | ежегодно | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, |
4.4. Работа со средствами массовой информации по освещению лучшего опыта образовательных учреждений по организации воспитательной деятельности с детьми и молодежью | 2002-2004 | Структурные подразделения Минобразования России, |
4.5. Подготовка информационно-аналитического материала "Воспитательный потенциал современных образовательных программ и учебников" | Ill кв. | Департамент образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования России |
4.6. Обобщение опыта взаимодействия образовательных учреждений с семьей | IV кв. | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России, |
4.7. Подготовить и провести II Всероссийский конкурс моделей организации воспитательной деятельности образовательных учреждений всех типов | 2004 год | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, |
4.8. Введение в ежегодный государственный доклад "О положении детей в Российской Федерации" разделов: "Состояние и основные проблемы воспитания детей: тенденции и приоритеты"; "Роль семьи в воспитании детей" | ежегодно | Минобразование России совместно с Минтрудом России |
4.9. Проведение Всероссийского родительского собрания по проблемам воспитания | ежегодно | Структурные подразделения Минобразования России, |
4.10. Проведение "круглых столов" с представителями различных конфессий по проблемам воспитания подрастающего поколения | 2002-2004 | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, |
4.11. Проведение научно-практических конференций, семинаров по проблемам предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений, наркомании среди детей и молодежи | ежегодно | Структурные подразделения Минобразования России, |
4.12. Разработка программно-методических мероприятий по семейному воспитанию | I кв. | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России, |
4.13. Проведение мониторинга современного состояния воспитания детей и молодежи в России, места и роли социальных институтов в формировании единого "воспитательного пространства" | 2003-2004 | ГосНИИ семьи и воспитания РАО, органы управления образованием и органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации |