1. Наблюдательные полеты проводятся с использованием самолетов наблюдения, которые были выделены Государством-участником согласно Статье V. Если только наблюдаемая Сторона не осуществляет свое право на предоставление самолета наблюдения, который она сама выделила, наблюдающая Сторона имеет право предоставить самолет наблюдения. В случае, если наблюдающая Сторона предоставляет самолет наблюдения, она имеет право предоставить самолет, который она сама выделила, или самолет, выделенный другим Государством-участником. В случае, если наблюдаемая Сторона предоставляет самолет наблюдения, наблюдающая Сторона имеет право получить самолет, способный достичь минимальной дальности без дозаправки с необходимым запасом топлива, равной половине дальности полета, которая была указана в уведомлении в соответствии с подпунктом (G) пункта 5 настоящего Раздела.
2. Каждое Государство-участник имеет право согласно пункту 1 настоящего Раздела использовать самолет наблюдения, выделенный другим Государством-участником для наблюдательных полетов. Заинтересованными Государствами-участниками вырабатываются договоренности относительно использования такого самолета с тем, чтобы сделать возможным активное участие в режиме открытого неба.
3. Государства-участники, имеющие право проводить наблюдательные полеты, могут координировать свои планы проведения наблюдательных полетов в соответствии с приложением Н к настоящему Договору. Ни одно из Государств-участников не обязано принимать одновременно более одного наблюдательного полета в течение 96-часового периода, указанного в пункте 9 настоящего Раздела, если только это Государство-участник не запросило проведение демонстрационного полета согласно приложению F к настоящему Договору. В этом случае наблюдаемая Сторона обязана согласиться на одновременное проведение полетов в течение периода времени, не превышающего 24 часа. После получения уведомления о результатах координации планов проведения наблюдательных полетов каждое Государство-участник, над территорией которого должны быть проведены наблюдательные полеты, информирует другие Государства-участники в соответствии с положениями приложения Н к настоящему Договору о том, будет ли оно осуществлять применительно к каждому конкретному полету свое право на предоставление своего собственного самолета наблюдения.
4. Не позднее чем через 90 дней после подписания настоящего Договора каждое Государство-участник уведомляет все другие Государства-участники:
(A) о постоянном номере дипломатического разрешения применительно к наблюдательным полетам открытого неба, полетам транспортных самолетов и транзитным полетам; и
(B) о том, какой или какие из языков Консультативной комиссии по открытому небу, указанных в пункте 7 Раздела 1 приложения L к настоящему Договору, используется персоналом для всей деятельности, связанной с проведением наблюдательных полетов над его территорией, а также для заполнения плана миссии и составления отчета о миссии, если только язык, который будет использоваться, не является языком, рекомендованным в пункте 5.2.1.1.2, том II приложения 10 к Конвенции о международной гражданской авиации.
5. Наблюдающая Сторона уведомляет наблюдаемую Сторону о своем намерении провести наблюдательный полет не менее чем за 72 часа до расчетного времени прибытия наблюдающей Стороны в пункт въезда наблюдаемой Стороны. Государства-участники, предоставляющие такие уведомления, делают все возможное для того, чтобы не пользоваться минимальным периодом уведомления во время выходных дней. Такое уведомление включает:
(A) желаемый пункт въезда и, если это применимо, аэродром открытого неба, где начинается наблюдательный полет;
(B) дату и расчетное время прибытия наблюдающей Стороны в пункт въезда, а также дату и расчетное время отбытия для полета с пункта въезда на аэродром открытого неба, если это применимо, с указанием конкретных потребностей в размещении;
(C) место, указанное в Добавлении 1 к приложению Е к настоящему Договору, где желательно провести предполетную инспекцию, а также дату и время начала такой предполетной инспекции в соответствии с положениями приложения F к настоящему Договору;
(D) вид транспорта и, если это применимо, тип и модель транспортного самолета, используемого для проезда в пункт въезда, в случае, если самолет наблюдения, используемый для наблюдательного полета, предоставляется наблюдаемой Стороной;
(Е) номер дипломатического разрешения для наблюдательного полета или для полета транспортного самолета, используемого для доставки персонала на территорию и вывоза его с территории наблюдаемой Стороны для осуществления наблюдательного полета;
(F) идентификацию самолета наблюдения, как это указано в приложении С к настоящему Договору;
(G) приблизительную дальность наблюдательного полета; и
(Н) поименный список персонала, их пол, дату и место рождения, номер паспорта и Государство-участник, выдавшее паспорт, а также их функции.
6. Наблюдаемая Сторона, которая была уведомлена в соответствии с пунктом 5 настоящего Раздела, подтверждает получение уведомления в течение 24 часов. В случае, если наблюдаемая Сторона осуществляет свое право на предоставление самолета наблюдения, подтверждение включает информацию о самолете наблюдения, указанную в подпункте (F) пункта 5 настоящего Раздела. Наблюдающей Стороне разрешается прибыть в пункт въезда в расчетное время прибытия, указанное в уведомлении в соответствии с пунктом 5 настоящего Раздела. Расчетное время отбытия с пункта въезда на аэродром открытого неба, где начинается наблюдательный полет, а также место, дата и время начала предполетной инспекции подлежат подтверждению наблюдаемой Стороной.
7. Персонал наблюдающей Стороны может включать персонал, выделенный согласно Статье XIII другими Государствами-участниками.
8. Когда наблюдающая Сторона уведомляет наблюдаемую Сторону в соответствии с пунктом 5 настоящего Раздела, она одновременно уведомляет все другие Государства-участники о своем намерении провести наблюдательный полет.
9. Период между расчетным временем прибытия в пункт въезда и завершением наблюдательного полета не превышает 96 часов, если не согласовано иное. В случае, если наблюдаемая Сторона запрашивает проведение демонстрационного полета согласно приложению F к настоящему Договору, она увеличивает этот 96-часовой период согласно пункту 4 Раздела III приложения F к настоящему Договору, если для беспрепятственного выполнения наблюдающей Стороной плана миссии требуется дополнительное время.
10. По прибытии самолета наблюдения в пункт въезда наблюдаемая Сторона инспектирует заглушки отверстий для аппаратуры наблюдения или другие устройства, которые делают невозможной эксплуатацию аппаратуры наблюдения, с тем, чтобы подтвердить, что они правильно установлены согласно приложению Е к настоящему Договору, если только всеми заинтересованными Государствами-участниками не согласовано иное.
11. В случае, если самолет наблюдения предоставляется наблюдающей Стороной, по прибытии самолета наблюдения в пункт въезда или на аэродром открытого неба, где начинается наблюдательный полет, наблюдаемая Сторона имеет право провести предполетную инспекцию согласно Разделу I приложения F к настоящему Договору. В случае, если в соответствии с пунктом 1 настоящего Раздела самолет наблюдения предоставляется наблюдаемой Стороной, наблюдающая Сторона имеет право провести предполетную инспекцию аппаратуры наблюдения согласно Разделу II приложения F к настоящему Договору. Если не согласовано иное, такие инспекции заканчиваются не позднее чем за 4 часа до запланированного начала наблюдательного полета, указанного в плане полета.
12. Наблюдающая Сторона обеспечивает, чтобы в состав ее летного экипажа было включено по меньшей мере одно лицо, которое обладает необходимым знанием языка для свободного общения с персоналом наблюдаемой Стороны и ее органами управления воздушным движением на языке или языках, указанных в уведомлении наблюдаемой Стороны, в соответствии с пунктом 4 настоящего Раздела.
13. Наблюдаемая Сторона предоставляет членам летного экипажа по их прибытии в пункт въезда или на аэродром открытого неба, где начинается наблюдательный полет, самую последнюю сводку погоды и информацию о воздушном движении, а также информацию по безопасности полетов, включая указания летчикам. По запросу предоставляется обновленная информация такого рода. Процедуры посадки и взлета самолета по приборам, а также информация о запасных аэродромах по маршруту полета предоставляются по утверждении плана миссии в соответствии с требованиями Раздела II настоящей Статьи.
14. При проведении наблюдательных полетов согласно настоящему Договору все самолеты наблюдения эксплуатируются в соответствии с положениями настоящего Договора и в соответствии с утвержденным планом полета. Без ущерба для положений пункта 2 Раздела II настоящей Статьи наблюдательные полеты также проводятся с соблюдением:
(A) опубликованных стандартов и рекомендованной практики ИКАО; и
(B) опубликованных национальных правил управления воздушным движением, процедур и директив по безопасности полетов Государства-участника, над чьей территорией осуществляется полет.
15. Наблюдательные полеты имеют приоритет по отношению к любым регулярным воздушным полетам. Наблюдаемая Сторона обеспечивает, чтобы ее органы управления воздушным движением способствовали проведению наблюдательных полетов в соответствии с настоящим Договором.
16. На борту самолета командир самолета наблюдения является единственным должностным лицом, несущим всю полноту ответственности за безопасное проведение полета, и отвечает за выполнение плана полета.
17. Наблюдаемая Сторона предоставляет: