141. В развернутом строю машины подразделений и частей выстраиваются на одной линии по фронту в линию машин, в линию взводных или ротных колонн на установленных Уставом или командиром интервалах и дистанциях между машинами и подразделениями. При этом личный состав находится на машинах или выстраивается впереди машин в одношереножном или в двухшереножном строю, в линию взводных или ротных колонн так, чтобы последняя шеренга находилась впереди машин не ближе трех шагов (рис.35 - 38); механики-водители и водители машин становятся в строй своего подразделения.
Рис.35. Построение отделения и экипажа танка:
а - впереди бронетранспортера; б - впереди боевой машины пехоты; в - впереди танка
Рис.36. Построение взвода с личным составом впереди машин:
личный состав - в двухшереножном строю; машины - в линию
Рис.37. Построение роты с личным составом впереди машин:
личный состав и машины - в линию взводных колонн
Рис.38. Построение батальона с личным составом впереди машин:
личный состав и машины - в линию ротных колонн
142. В походном строю машины в подразделении выстраиваются в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.
143. Перед посадкой в боевые машины пехоты и бронетранспортеры, а также на автомобили и другие машины в подразделениях при необходимости производится расчет военнослужащих и военного имущества по машинам и указывается способ посадки.
Перед посадкой личного состава на машины проверяется, разряжено ли оружие, а если передвижение совершается с заряженным оружием, то поставлено ли оно на предохранитель; штыки-ножи (штыки) отмыкаются (откидываются).
144. На каждой машине назначается из офицеров, прапорщиков или сержантов старший машины, которому подчиняется весь личный состав, находящийся на машине, включая водителя.
Старшему машины категорически запрещается брать управление машиной на себя или принуждать водителя передавать кому бы то ни было управление машиной, отдавать команды, принуждающие водителя нарушать правила дорожного движения и установленную скорость движения.
Наблюдение за сигналами старшего начальника ведется командиром подразделения (старшим машины), а в автомобилях, кроме того, - назначенным наблюдателем, который размещается в правом переднем углу кузова автомобиля.
Для наблюдения за креплением бортовых запоров кузова автомобиля во время движения назначаются "бортовые" из солдат, сидящих на крайних местах у переднего и заднего бортов.
Наблюдение за идущими сзади машинами, буксируемой военной техникой и за запором кормовых дверей боевой машины пехоты (правым запором заднего борта автомобиля) ведет солдат, сидящий на правом сиденье у кормовой стенки (заднего борта автомобиля).
145. По команде "К МАШИНАМ" личный состав, перевозимый в боевой машине пехоты и в бронетранспортере, а также на автомобиле и десантом на танке, выстраивается у машин, как показано на рис.39. При посадке с бортов личный состав подразделения выстраивается головами колонн на уровне посадочных люков или задних колес (катков) машин.
Рис.39. Построение личного состава для посадки:
а - через посадочные люки боевой машины пехоты; б - через посадочные люки бронетранспортера;
в - через задний борт автомобиля; г - десантом на танк
146. По команде "К МАШИНАМ" экипажи танков строятся впереди танков в одношереножный строй. Командир танка становится в двух шагах перед правой гусеницей; остальной состав экипажа - левее командира (рис.39, г).