ПЕРЕЧЕНЬ
мероприятий федеральной целевой программы
"Старшее поколение" на 2002-2004 годы
(млн. рублей) | ||||||||
|
| Срок исполнения | Объем финансирования за счет средств федерального бюджета | В том числе | Ожидаемые результаты | |||
|
|
|
| 2002 год | 2003 год | 2004 год |
| |
I. Организационно-правовые и научно-методологические вопросы | ||||||||
1. | Подготовка доклада о социально- демографической ситуации в области старения в Российской Федерации и о деятельности в интересах граждан старшего поколения в связи с проведением 2-й Всемирной ассамблеи по проблемам старения | 2002 год | 0,1 | 0,1 | - | - | оценка выполнения Российской Федерацией Международного плана действий по проблемам старения (принят в 1982 году) , обеспечение подготовки к участию Российской Федерации во 2-й Всемирной ассамблее по проблемам старения (г.Мадрид, | |
2. | Организация и проведение: | 2,8 | 1 | - | 1,8 | улучшение координации деятельности по предоставлению помощи и услуг гражданам пожилого возраста, повышение общественной значимости труда работников социальной сферы | ||
общероссийского съезда социальных работников | 2002 год | 1 | 1 | - | - | |||
форума работников социальной сферы по проблемам обеспечения социального благополучия граждан старшего поколения | 2004 год | 1,8 | - | - | 1,8 | |||
3. | Разработка и внедрение типовых программ правового всеобуча граждан старшего поколения по разъяснению их прав в области здравоохранения, социальной защиты, труда и отдыха | 2002-2003 годы | 0,7 | 0,3 | 0,4 | - | повышение информированности граждан пожилого возраста об их правах, реализация принципа адресной социальной помощи, снижение количества обращений лиц пожилого возраста в органы исполнительной власти | |
4. | Кодификация и систематизация нормативных правовых документов и материалов по организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста | 2002-2004 годы | источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование Минтруда России и Минздрава России | улучшение организации деятельности учреждений социального обслуживания различных типов, развитие учреждений социального обслуживания на единой организационно-правовой основе, подготовка предложений об отмене устаревших нормативных правовых актов | ||||
5. | Обеспечение проведения научных исследований по ключевым проблемам старения населения и положения пожилых людей (включая научно-исследовательские и опытно-экспериментальные работы в рамках пилотных проектов), в том числе по проблемам: | 2002-2004 годы | 11,5 (НИОКР) | 4,5 | 3,5 | 3,5 | укрепление научно-методологических основ социальной защиты пожилых людей путем внедрения результатов скоординированных научных исследований по тематике, соответствующей разрабатываемой ООН программе исследований по вопросам старения на XXI век | |
изучения макро социальных и макроэкономических последствий старения | ||||||||
социальной интеграции пожилых людей | ||||||||
здорового старения, взаимосвязи между генетическими и биологическими составляющими, средой и поведением индивида, биомедицинских, социальных и экономических последствий продления жизни | ||||||||
разработки экономически обоснованных и соответствующих культурным традициям систем предоставления услуг гражданам старшего поколения | ||||||||
изучения изменений в структуре и функциях семьи по отношению к ее пожилым членам в условиях старения населения |
|
|
|
| ||||
| повышения качества жизни пожилых людей, в том числе факторов и показателей, определяющих качество жизни на разных этапах старения |
|
|
|
|
|
| |
6. | Совершенствование автоматизированной системы "Адресная социальная помощь", в том числе разработка: | 2002-2004 годы | 9 (прочие текущие расходы) | 3,5 | 3 | 2,5 | создание условий для широкого внедрения автоматизированной системы | |
программных средств обеспечения связи базы данных о гражданах пожилого возраста с | "Адресная социальная помощь" в целях повышения | |||||||
законодательной базой (федеральной, субъектов Российской Федерации) | эффективности деятельности по социальной защите граждан пожилого возраста, | |||||||
программных средств учета граждан старшего поколения, имеющих право на льготы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", и информационных технологий для расчетов с предприятиями, предоставляющими предусмотренные законодательством льготы ветеранам | осуществляемой органами социальной защиты населения | |||||||
средств анализа показателей защищенности граждан старшего поколения ( социально-демографический статус, семейное и материальное положение, занятость, обеспеченность услугами, материальной и социально-бытовой помощью и др.) | ||||||||
7. | Реализация пилотного проекта по использованию автоматизированной системы "Адресная социальная помощь" | 2002-2003 годы | 11,25 | 6,25 | 5 | - | разработка и апробация новых информационных технологий сбора и анализа данных о гражданах старшего поколения с применением автоматизированной | |
Итого | 35,35 | 15,65 | 11,9 | 7,8 | системы "Адресная социальная помощь" и предложений по их | |||
из них: | внедрению | |||||||
государственные | - | - | - | - | ||||
НИОКР | 11,5 | 4,5 | 3,5 | 3,5 | ||||
прочие текущие расходы | 23,85 | 11,15 | 8,4 | 4,3 | ||||
II. Меры по улучшению социального положения граждан старшего поколения | ||||||||
8. | Проведение мониторинга положения граждан старшего поколения по показателям, характеризующим уровень и качество жизни, и выборочных специальных социо-экономико-демографических обследований в субъектах Российской Федерации | 2002-2004 годы | 2,8 | 1,1 | 0,9 | 0,8 | внедрение базовой программы обследований, разработанной и апробированной Госкомстатом России в рамках федеральной целевой программы "Старшее поколение" в 1999-2001 годах, для получения объективных данных о тенденциях старения населения и изменениях материального, социального, семейного положения пожилых людей, состояния их здоровья и других факторах для принятия обоснованных решений, затрагивающих интересы граждан пожилого возраста | |
9. | Организация и проведение: | 2002-2004 годы | сбор, анализ и обобщение данных об условиях жизни ветеранов и пожилых людей с учетом гендерных и региональных различий в целях оказания адресной помощи в трудной жизненной ситуации и предоставления материальной, медицинской и социальной помощи в налаживании рационального питания, повышения активности ветеранских организаций, вовлечения ветеранов и пожилых людей в системы само- и взаимопомощи | |||||
10. | Осуществление мероприятий по улучшению гериатрической | 2002-2004 годы | 61,6 (прочие текущие расходы) | 14,6 | 21 | 26 | приобретение современной медицинской техники и оборудования для госпиталей ветеранов войн, больниц медико-социальной помощи, хосписов | |
11. | Развитие сети гериатрических кабинетов в амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения | 2002-2004 годы | источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование учреждений здравоохранения | приближение к месту жительства и улучшение организации оказания медицинской помощи гражданам пожилого возраста | ||||
12. | Содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в строительстве и реконструкции стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста: | 2002-2004 годы | 336,5 (государственные капитальные вложения) | 196,5 | 65 | 75 | оптимизация сети учреждений социального обслуживания путем создания в субъектах Российской Федерации геронтологических центров, улучшения функционирования геронтопсихиатрических центров, ввода в действие учреждений перспективных типов, постепенное разукрупнение действующих стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, сокращение очереди на получение мест в стационарах | |
13. | Осуществление мероприятий по повышению качества работы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста с применением: | 2002-2004 | 228,92 | 51,92 | 78 | 99 | повышение качества социального обслуживания, обеспечение своевременной медицинской помощи лицам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, осуществление мероприятий по социальной адаптации и организации культурно-досуговой работы, улучшение условий труда работников учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста | |
технологического оборудования для стационарных учреждений социального обслуживания |
|
|
|
|
| (закупка технических средств и оборудования в соответствии с заявками органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для 570 учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста) | ||
технологического оборудования для структурных подразделений нестационарных учреждений социального обслуживания, обеспечивающих оказание пожилым людям социально-бытовых услуг (парикмахерские, пошив и ремонт одежды и обуви, ремонт бытовой техники, стирка белья) |
|
|
|
|
|
| ||
14. | Обеспечение закупки и поставки автотранспортных средств учреждениям социального обслуживания граждан пожилого возраста и социальным службам, в том числе: | 2002-2004 годы | 111 | 33 | 36 | 42 | обеспечение своевременности медицинской и социально-медицинской помощи в стационарных условиях и на дому, доставки качественной питьевой воды и продуктов питания, улучшение организации культурно-досуговой работы (проведение культурно- зрелищных мероприятий, экскурсий), предоставление пожилым людям жизненно важных социальных услуг по доступным ценам (служба социального такси), своевременное оказание срочной социальной помощи, особенно пожилым людям, проживающим в сельской местности | |
| специального автотранспорта, в том числе автотранспортных |
|
|
|
|
|
| |
| средств для службы социального такси, мобильных социальных служб в сельской местности, доставки качественной питьевой воды и продуктов питания |
|
|
|
|
|
| |
15. | Оказание адресной помощи гражданам пожилого возраста, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в рамках программ Российского общества Красного Креста | 2002-2003 годы | - | - | - | - | привлечение внебюджетных источников для оказания адресной помощи, в том числе для поставки продовольствия и товаров первой необходимости, нуждающимся в ней гражданам пожилого возраста | |
16. | Организация и проведение мероприятий по социальной адаптации, оздоровлению и обеспечению отдыха пожилых людей на базе социально- оздоровительных учреждений | 2002-2004 годы | 12 | 4 | 4 | 4 | проведение 18-дневных курсов оздоровления , социально- психологической, социально-бытовой и социально-средовой адаптации 2500 ветеранов войны и труда | |
17. | Реализация опытно-экспериментальных (пилотных) проектов: | 2002-2004 годы | 8,35 | 3,35 | 2,93 | 2,07 | проработка опытным путем вопросов, связанных с обеспечением доступности для пожилых людей услуг социальной | |
| "Формирование единой системы геронтологической помощи и ухода за пожилыми людьми" (на примере Красноярского края) |
| 0,8 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | сферы и повышением качества жизни пожилых людей как пользователей социальных услуг, совершенствование нормативной правовой базы предоставления социальных | |
| "Оказание социальной помощи пожилым людям, понесшим утрату близких" (на базе учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста г. Санкт-Петербурга) |
| 0,5 | 0,15 | 0,2 | 0,2 | услуг, повышение квалификации работников, занятых социальным обслуживанием пожилых людей, распространение опыта социального обслуживания, полученного в ходе реализации экспериментальных (пилотных) проектов | |
"Хоспис на дому как инновационная структура социально-медицинской помощи гражданам пожилого возраста" (обучение работников органов и учреждений системы социальной защиты населения на примере г.Дубна, Московская область) |
| 0,6 | 0,3 | 0,15 | 0,15 |
| ||
| "Обеспечение свободного доступа пожилых людей к социальным услугам" (на примере Самарской области) |
| 0,95 | 0,45 | 0,3 | 0,2 | ||
| "Перепрофилирование дома-интерната общего типа в геронтологический центр" (на базе шадринского дома-интерната "Спутник", Курганская область) |
| 1,8 | 0,65 | 0,6 | 0,55 |
| |
| "Развитие службы срочной социальной помощи на мобильной основе" (на примере Оренбургской области) |
| 1,05 | 0,7 | 0,15 | 0,2 | ||
| "Разработка и апробация форм и методов культурно-досуговой работы с гражданами старшего поколения" (в условиях малого города на примере Смоленской области) |
| 1,2 | 0,3 | 0,7 | 0,2 | ||
| "Организация образовательной и досуговой работы с гражданами пожилого возраста" (на примере Кировской области) |
| 0,55 | 0,2 | 0,18 | 0,17 |
| |
| "Формы и методы социальной |
| 0,9 | 0,3 | 0,35 | 0,25 |
| |
адаптации граждан пожилого возраста без определенного места жительства и граждан, освободившихся из мест лишения свободы" (на примере Зубово-Полянского специального дома-интерната для престарелых и инвалидов и Саранского дома ночного пребывания, Республика Мордовия) |
|
|
|
|
|
| ||
18. | Организация и проведение мониторинга деятельности службы милосердия Российского общества Красного Креста по медико-социальному обслуживанию пожилых людей | 2002-2003 годы | 0,5 (прочие текущие расходы) | 0,3 | 0,2 | - | повышение роли службы милосердия Российского общества Красного Креста в комплексном решении медико-социальных проблем тяжелобольных и одиноких пожилых людей, реализация соглашений о сотрудничестве по предоставлению помощи и услуг населению, заключенных на федеральном и региональном уровнях между органами социальной защиты населения и структурами Российского общества Красного Креста | |
19. | Проведение конкурсов профессионального мастерства работников государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания (по федеральным округам) | 2002-2004 годы | 1,05 | 0,3 | 0,3 | 0,45 | повышение квалификации и совершенствование мастерства работников учреждений социального обслуживания, развитие творческой инициативы, новаторства, распространение передовых форм и методов работы, содействие установлению деловых контактов, повышению престижности социальной работы с пожилыми людьми |
20. | Содействие проектам, реализуемым в субъектах Российской Федерации | 2002-2004 | 5 | 2 | 1,5 | 1,5 | укрепление материально-технической базы |
| с участием зарубежных партнеров и предусматривающим мероприятия по улучшению положения пожилых людей, повышению качества предоставляемых им услуг |
|
|
|
|
| учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, участвующих в реализации проектов адаптации и распространения зарубежного опыта организации социального обслуживания пожилых людей с учетом принципов государственной социальной политики в Российской Федерации, особенностей развития регионов, повышение информированности работников системы социальной защиты населения об эффективных формах работы с пожилыми людьми |
| Итого |
| 767,72 | 307,07 | 209,83 | 250,82 |
|
| из них: |
|
|
|
|
|
|
| государственные капитальные вложения |
| 336,5 | 196,5 | 65 | 75 |
|
| НИОКР |
| - | - | - | - |
|
| прочие текущие расходы | 431,22 | 110,57 | 144,83 | 175,82 |
| |
III. Меры, направленные на повышение роли граждан | |||||||
21. | Осуществление мер по развитию деятельности попечительских советов государственных, муниципальных, частных и иных учреждений социального обслуживания граждан старшего поколения | 2002-2004 годы | - | - | - | - | создание общественных попечительских советов стационарных учреждений социального обслуживания и центров социального обслуживания граждан пожилого возраста, создание дополнительных условий для участия общественности в защите прав и интересов пожилых людей, привлечение общественных объединений и частных лиц к оказанию помощи и услуг пожилым гражданам |
22. | Осуществление организационно-методических мероприятий: | 2002-2004 годы | 50,6 (прочие текущие расходы) | 12 | 17,57 | 21,03 | удовлетворение культурных запросов граждан старшего поколения, обеспечение доступности социокультурной информации, укрепление социальных связей, улучшение культурно-досуговой работы с пожилыми людьми, проживающими в малых городах и сельской местности |
| по созданию сети центров (клубов) для пожилых людей в малых городах России | 2002-2004 годы | 28 | 6 | 10 | 12 |
|
| по внедрению передвижных центров (клубов) "Катюша" | 2002-2004 годы | 21 | 6 | 6,97 | 8,03 |
|
| по организации и проведению общероссийских и региональных творческих | 2002-2003 годы | 0,3 | - | 0,3 | - |
|
| конкурсов музыкальных произведений, кино- и телефильмов для пожилых людей | 2002-2004 годы | 1,3 | - | 0,3 | 1 | |
| по научно-методическому обеспечению деятельности учреждений культуры новых типов, обслуживающих пожилых людей | 2002-2004 годы | источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование Минкультуры России |
| |||
23. | Создание материально-технических условий для улучшения организации культурно-досуговой работы в учреждениях социального обслуживания | 2002-2004 годы | 53,5 (прочие текущие расходы) | 17,5 | 17,95 | 18,05 | оснащение государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста специальными информационно-досуговыми и видеокомплексами и локальными видеоинформационными сетями для проведения информационной и социокультурной работы с проживающими, находящимися на постоянном постельном режиме |
24. | Создание федерального геронтологического центра на базе Российского научно-исследовательского института геронтологии и межрегиональных гериатрических центров на базе учреждений здравоохранения федерального подчинения | 2002-2004 годы | 7,5 (прочие текущие расходы) | 2,5 | 2,5 | 2,5 | улучшение организации подготовки и повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала в области гериатрии, координация научных исследований в области геронтологии, создание гериатрических центров в гг.Санкт-Петербурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске |
25. | Проведение конкурсов среди средств массовой информации, уделяющих особое внимание положению пожилых людей | 2003-2004 годы | 1,83 | - | 0,85 | 0,98 | пропаганда позитивной роли пожилых людей в жизни общества, активизация деятельности средств массовой информации по освещению вопросов старения населения и социальной защиты граждан старшего поколения |
26. | Проведение всероссийского конкурса социальных проектов, направленных на активизацию деятельности общественных объединений в сфере защиты интересов граждан старшего поколения, предоставления им услуг, налаживания социальных контактов | 2002-2003 годы | 3,5 | 0,5 | 3 | - | содействие реализации актуальных социальных проектов |
27. | Организация и проведение научно- практических конференций, симпозиумов, семинаров по проблемам: | 2002-2004 годы | 6 | 1,5 | 2,5 | 2 | расширение научных обменов по указанной тематике, использование научного потенциала |
| старения населения и его влияния на социальное развитие страны |
|
|
|
|
| для выработки рекомендаций, создание предпосылок для применения достижений отечественной науки в деятельности, осуществляемой в интересах пожилых людей, укрепление международного сотрудничества в гуманитарной области |
| положения пожилых людей в семье, их психологической реабилитации и социальной адаптации |
|
|
|
|
|
|
| организации социального обслуживания пожилых людей, обеспечения им свободного доступа к социальным услугам с учетом индивидуальных потребностей в них |
|
|
|
|
|
|
| теории и методики социо-культурной работы с пожилыми людьми |
|
|
|
|
|
|
| образования пожилых граждан |
|
|
|
| ||
| организации физкультурно-оздоровительной работы с лицами старшего поколения |
|
|
|
|
|
|
28. | Периодический выпуск научно-информационных сборников по тематике Программы | 2003-2004 годы | 2 | - | 1 | 1 | популяризация результатов выполненных в рамках Программы научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, распространение положительного опыта работы, осуществляемой в интересах |
|
|
|
|
|
|
| пожилых людей, повышение квалификации специалистов социальной сферы |
| Итого | 124,93 | 34 | 45,37 | 45,56 |
| |
| из них: |
|
|
|
|
|
|
| государственные капитальные вложения |
| - | - | - | - |
|
| НИОКР |
| - | - | - | - |
|
| прочие текущие расходы |
| 124,93 | 34 | 45,37 | 45,56 |
|
| Всего по Программе |
| 928 | 356,72 | 267,1 | 304,18 |
|
| из них: |
|
| ||||
| государственные капитальные вложения |
| 336,5 | 196,5 | 65 | 75 |
|
| НИОКР |
| 11,5 | 4,5 | 3,5 | 3,5 |
|
прочие текущие расходы | 580 | 155,72 | 198,6 | 225,65 |