(с изменениями на 29 августа 2002 года)
____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 2020 года N 1122
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации от 29 августа 2002 года N 53 (Российская газета, N 176, 18.09.2002).
____________________________________________________________________
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки.
Начальник Росгосхлебинспекции -
главный государственный хлебный инспектор
Российской Федерации
О.Лабутина
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
7 февраля 2002 года,
регистрационный N 3228
Приложение
ПРАВИЛА
проведения государственного контроля за качеством и рациональным
использованием зерна и продуктов его переработки
(с изменениями на 29 августа 2002 года)
1. Правила проведения государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки (далее - Правила) устанавливают цели, порядок проведения и оформления контрольных мероприятий по осуществлению государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки в соответствии с федеральными законами от 5 декабря 1998 года N 183-ФЗ "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 49, ст.5970), от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст.3430), от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст.150), от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст.3436), а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 марта 1999 года N 328 "О специально уполномоченном государственном органе в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 13, ст.1614), от 31 декабря 1999 года N 1447 "Об утверждении порядка представления декларации рационального использования зерна" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст.230), от 21 декабря 2000 года N 987 "О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст.123), Положением о Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2001 года N 191 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст.1249), Положением о территориальном подразделении Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации, утвержденным приказом Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации от 14 мая 2001 года N 22 (зарегистрированным в Минюсте России 18 июня 2001 года N 2750).
2. Государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки осуществляется Государственной хлебной инспекцией при Правительстве Российской Федерации и территориальными подразделениями Росгосхлебинспекции в соответствии с нормативными правовыми актами, закрепляющими их правовой статус.
Целью проведения мероприятий по контролю является осуществление проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к качеству и рациональному использованию зерна и продуктов его переработки, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).
3. Мероприятия по контролю проводятся согласно плану работы территориального подразделения Росгосхлебинспекции на основании распоряжения на проведение мероприятий по контролю (приложение 1) в соответствии с планом мероприятий по контролю, утвержденным начальником территориального подразделения Росгосхлебинспекции, методическими и инструктивными документами и настоящими Правилами.
4. Мероприятия по контролю юридического лица любой организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих закупку, хранение, обработку, производство и реализацию зерна и продуктов его переработки, а также производство продуктов переработки зерна включают в себя проверку соблюдения следующих обязательных требований:
- абзац утратил силу с 29 сентября 2002 года - приказ Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации от 29 августа 2002 года N 53. - См. предыдущую редакцию;
- наличие декларации рационального использования зерна и ее соответствие фактическим данным (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по хранению и переработке зерна, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей);
- наличие утвержденной руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем схемы технологического процесса приемки, обработки, хранения и отпуска зерна и продуктов его переработки, а также производство продуктов переработки зерна;
- применение оборудования и иных технических средств, соответствующих утвержденной схеме технологического процесса;
- соблюдение правил организации и ведения технологического процесса на элеваторах, хлебоприемных, мукомольных, крупяных, комбикормовых и хлебопекарных предприятиях, технологических инструкций по производству хлебопекарных и макаронных изделий и других нормативных и технических документов, в соответствии с которыми осуществляется приемка, обработка, хранение и отпуск зерна и продуктов его переработки, а также производство продуктов переработки зерна;
- организация производственного контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки;
- наличие документов, подтверждающих качество и безопасность зерна и продуктов его переработки;
- обеспечение качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в соответствии с требованиями нормативных документов;
- ведение количественно-качественного учета зерна и продуктов его переработки в соответствии с действующим порядком;
- соблюдение научно обоснованных норм выхода продуктов переработки зерна (для мукомольных, крупяных, хлебопекарных, макаронных и комбикормовых предприятий);
- соблюдение правил расфасовки, упаковки и маркировки продуктов переработки зерна;
- обеспечение правильности расчетов за зерно, закупаемое у сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- обеспечение количественной и качественной сохранности зерна и продуктов его переработки;
- наличие и выполнение плана мероприятий по борьбе с зараженностью зерна и продуктов его переработки вредителями и грызунами.
5. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым территориальным подразделением Росгосхлебинспекции плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
6. По результатам плановых мероприятий по контролю оформляется акт установленной формы (приложение 2) в двух экземплярах.
В акте указываются:
- дата, время и место составления акта;
- наименование территориального подразделения Росгосхлебинспекции;
- дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятия по контролю;
- наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;
- дата, время и место проведения мероприятия по контролю;
- сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
- сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;
- подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.
К акту проведения мероприятий по контролю прилагаются акты об отборе проб (образцов) зерна и (или) продуктов его переработки; протоколы проведенных исследований, заключения экспертиз; объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, заключения, предписания и другие документы или их копии, связанные с результатами проведения мероприятия по контролю.
7. При обнаружении нарушений обязательных требований территориальные подразделения Росгосхлебинспекции выдают предписания (приложение 3) об устранении выявленных нарушений с установлением обоснованных сроков исполнения.
8. При обнаружении в ходе мероприятия по контролю нарушений обязательных требований, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя подлежит внеплановой проверке, предметом которой является контроль за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений.
9. Внеплановые мероприятия по контролю проводят также в случаях:
- получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в территориальное подразделение Росгосхлебинспекции, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.
10. Внеплановые мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения (приложение 1) и оформляются актом внеплановых мероприятий по государственному контролю установленной формы (приложение 2).
11. При выявлении в ходе выполнения мероприятий по контролю административных правонарушений должностные лица территориального подразделения Росгосхлебинспекции составляют протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и дают предписания об устранении выявленных правонарушений.
12. Должностные лица Росгосхлебинспекции и ее территориальных подразделений при проведении мероприятий по контролю не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Росгосхлебинспекции и ее территориальных подразделений;
- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
- требовать представление документов, информации, образцов (проб), если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
- требовать образцы (пробы) для проведения исследований, экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
13. Не допускается взимать плату с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов территориальных подразделений Росгосхлебинспекции на осуществление исследований и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.
14. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель при проведении Росгосхлебинспекцией и ее территориальными подразделениями мероприятий по контролю имеют право:
- получать информацию об основаниях проведения проверок, о полномочиях лиц, которым поручено проведение проверок, о предмете контрольных проверок;
- присутствовать при проведении мероприятий по контролю;
- участвовать в отборе проб;
- участвовать в проверке качества зерна и продуктов его переработки;
- давать объяснения по всем вопросам, возникающим в ходе проведения мероприятий по контролю;
- обжаловать в установленном порядке действия должностных лиц, проводящих мероприятия по контролю;
- знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласия с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Росгосхлебинспекции и ее территориальных подразделений.
15. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле территориального подразделения Росгосхлебинспекции.
16. Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю.
При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.