119. При продаже организацией материалов физическим и юридическим лицам цена продажи определяется по соглашению сторон (продавца и покупателя). Материалы, как правило, должны продаваться по рыночным ценам с учетом их физического состояния. Исчисление и уплата налогов к цене продаваемых (передаваемых) материалов осуществляется организацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
120. Продажа материалов оформляется соответствующим подразделением организации, осуществляющим снабженческо-сбытовые функции, либо должностным лицом, выполняющим аналогичные функции, путем выписки накладной на отпуск материалов на сторону, на основании договоров или других документов и разрешения руководителя организации или лиц, им на то уполномоченных.
При перевозке грузов автотранспортом оформляется товарно-транспортная накладная.
121. Порядок вывоза и выноса с территории организации материальных запасов, оформления пропусков на вывоз и вынос, организация контроля за вывозом (выносом) материальных запасов устанавливаются организацией.
122. При отгрузке (отпуске) материалов для продажи определяются суммы, подлежащие оплате покупателем, оформляется и предъявляется ему к оплате расчетный документ.
Продавец (поставщик) учитывает по дебету счета учета расчетов в корреспонденции с кредитом счета учета продаж следующие суммы, подлежащие оплате покупателем:
а) стоимость отгруженных (отпущенных) материалов по договорным ценам;
б) налог на добавленную стоимость в размерах, установленных законодательством.
Одновременно отражается по дебету счета учета расчетов другие суммы, подлежащие оплате покупателем и включенные в расчетные документы, в порядке, указанном в пункте 211 настоящих Методических указаний.
Порядок учета расходов по транспортировке материалов аналогичен порядку учета по транспортировке готовой продукции.
123. В случае образования задолженности за покупателями списываются в дебет счета учета продаж:
а) фактическая себестоимость материалов (при применении учетных цен сумма стоимости материалов по учетным ценам и доля отклонений или транспортно-заготовительных расходов, относящихся к этим материалам);
б) расходы по продажам, относящиеся к проданным материалам;
в) налог на добавленную стоимость - в суммах, определенных в соответствии с действующим законодательством;
г) дебетовое или кредитовое сальдо по счету учета продаж списывается на финансовые результаты организации.
Оплаченная покупателем сумма отражается по дебету соответствующих счетов учета денежных средств в корреспонденции с кредитом счетов учета расчетов.
Аналитический учет расчетов с покупателями за отгруженные (отпущенные) им материалы должен вестись по каждому предъявленному покупателю и заказчику счету.
124. Списание материалов со счетов учета запасов может осуществляться в следующих случаях:
а) пришедшие в негодность по истечении сроков хранения;
б) морально устаревшие;
в) при выявлении недостач, хищений или порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий.
125. Подготовка необходимой информации для принятия руководством организации решения о списании материалов осуществляется Комиссией с участием материально ответственных лиц.
Комиссией осуществляются следующие функции:
а) непосредственный осмотр материалов;
б) установление причин непригодности к использованию материалов (нарушение условий сроков хранения, вследствие пожара, стихийных бедствий и т.д.);
в) выявление лиц, по вине которых материалы оказались непригодны к использованию или ограничены в использовании по прямому назначению;
г) определение возможности использования материалов на другие цели или их продажи;
д) составление акта на списание материалов (акт составляется по каждому подразделению организации по материально ответственным лицам);