Действующий

Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка

В. Национальное развитие и предупреждение преступности

Развитие, мир и справедливость

13. Развитие, направленное на ускорение экономического роста и социального прогресса и на обеспечение мира во всем мире и социальной справедливости на основе всеобъемлющего и комплексного подхода, следует планировать и надлежащим образом осуществлять с учетом влияния различных факторов, в том числе справедливой политики в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.

Предупреждение преступности и планирование

14. Комплексная и скоординированная политика в области предупреждения преступности и уголовного правосудия должна не только предусматривать уменьшение ущерба, наносимого традиционными и новыми видами преступности отдельным лицам и обществу в целом, но и при необходимости содействовать обеспечению гарантий равноправного и полного участия общества в процессе развития, повышая тем самым эффективность национальных планов, программ и мероприятий в области развития.

Систематический подход

15. Предупреждение преступности и уголовное правосудие следует рассматривать не как изолированные проблемы, которые решаются упрощенческими и непоследовательными методами, а скорее как сложные и широкие направления деятельности, требующие систематических стратегий и дифференцированных концепций, учитывающих:

a) социально-экономические, политические и культурные условия общества, в котором они осуществляются;

b) степень развития с особым акцентом на изменениях, которые происходят в настоящее время и, вероятно, произойдут в будущем, а также связанных с ними требований;

с) соответствующие традиции и обычаи при максимальном и эффективном использовании возможностей местного населения.

Комплексный или скоординированный подход к планированию

16. Свои национальные планы государствам следует составлять на основе глобального, межсекторального и комплексного или координированного подхода, определяя при этом краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи. Это даст возможность оценивать результаты осуществления принятых решений, ослаблять их возможные отрицательные экономические и социальные последствия, уменьшать возможности для совершения преступлений, расширяя при этом возможности удовлетворения потребностей законным путем.

Исследования тенденций и социальных последствий

17. Проекты и программы в области развития, которые должны планироваться и осуществляться с учетом местных, региональных и национальных условий, следует основывать на достоверных оценках текущих и будущих социально-экономических тенденций, включая тенденции в области преступности, и на исследованиях социальных последствий программных решений и капиталовложений. В технико-экономических обоснованиях, которые, как правило, содержат соображения экономической эффективности, следует учитывать также социальные факторы и дополнять их исследованием возможных последствий таких проектов, способствующих появлению преступности, включая альтернативные стратегии их предотвращения.

Межсекторальное планирование

18. Усилия в области межсекторального планирования должны быть направлены на обеспечение более широкой взаимосвязи и сотрудничества между плановыми органами и учреждениями уголовного правосудия в целях создания и укрепления соответствующих механизмов координации и повышения способности учета потребностей развития и меняющихся условий в политике, проводимой в области предупреждения преступности.

Секторальное планирование

19. Планирование в области предупреждения преступности и уголовного правосудия следует осуществлять на динамичной и систематической основе с учетом взаимосвязи различных видов деятельности и функций в области законодательства, обеспечения законности, судебного процесса, обращения с правонарушителями и правосудия в отношении несовершеннолетних, с тем чтобы обеспечить большую согласованность, последовательность, ответственность, справедливость и беспристрастность в рамках основных целей национального развития. Систематическая оценка социальных затрат и выгод позволит при наличии нескольких альтернатив выбрать такой вариант, который предполагает наименьшие затраты человеческих усилий и материальных средств и вместе с тем обеспечивает максимальные преимущества.

Планирование и координация деятельности в области предупреждения преступности

20. Следует содействовать созданию одного или нескольких органов или механизмов планирования и координации на национальном и местном уровнях с участием представителей различных подсистем уголовного правосудия и других экспертов и с привлечением членов общины, ввиду их особого значения в проведении оценки потребностей и первоочередных задач, улучшении распределения средств и осуществлении контроля и оценки выполнения политики и программ. В число задач таких органов или механизмов планирования и координации следует включать и следующие:

a) поощрение создания местного научно-исследовательского потенциала и развития местных возможностей в области планирования деятельности по предупреждению преступности;

b) проведение оценки социальных издержек преступности и усилий по борьбе с ней и обеспечение осведомленности о значении ее социально-экономических последствий;

c) разработка средств проведения более четкого сбора и анализа данных, касающихся тенденций в области преступности и уголовного правосудия, и изучение всего многообразия связанных с ними социально-экономических факторов;