ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 декабря 2001 года N 01-06/49116
Об ответственности лиц при перемещении
через таможенную границу Российской Федерации
морских судов, сдаваемых в аренду либо передаваемых
в собственность
____________________________________________________________________
Настоящий документ применяется в части, не противоречащей Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях - приказ ГТК России от 17 июля 2002 года N 758.
____________________________________________________________________
В практике таможенных органов возник вопрос о правомерности привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил, предусмотренное частью 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации, лиц, перемещающих морские суда через таможенную границу Российской Федерации и передающих их по договорам бербоут- и тайм-чартера, а также в собственность другим лицам. По данному вопросу разъясняем следующее.
В соответствии со статьями 168, 169 Таможенного кодекса Российской Федерации товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат декларированию путем заявления по установленной форме точных сведений о них, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Согласно пункту 11 Положения об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза (вывоза), применяемого к транспортным средствам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 517 "О временном ввозе (вывозе) транспортных средств" (далее - Положение), таможенное оформление транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без обложения таможенными пошлинами и налогами, производится в упрощенном порядке, при котором таможенными органами Российской Федерации принимаются в качестве таможенной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. При ввозе транспортного средства на таможенную территорию Российской Федерации полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 Положения, при вывозе - при условии, что транспортные средства находятся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации и зарегистрированы на имя российского лица независимо от того, какими лицами и в каких целях они будут использоваться за пределами таможенной территории Российской Федерации (пункты 7, 8 Положения).
Обязанность декларировать товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, у которых имеется российский получатель (приобретатель по договору), лежит на соответствующем российском лице, что следует из содержания статей 18, 168, 172 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также их толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в "Обзоре практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства" от 17.06.96 (пункт 8).
Если иностранное транспортное средство ввозится на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с договором фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартера), заключенным с российским лицом, либо после ввоза в соответствии с порядком, установленным для транспортных средств, передается российскому лицу по бербоут-чартеру, то в отношении такого судна может быть заявлен таможенный режим временного ввоза (вывоза) с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов и его оформление должно производиться с подачей ГТД, так как подпунктами "б", "г" пункта 2 Положения установлено, что перемещение транспортного средства через таможенную границу Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных платежей допускается при условии, что оно ввозится и используется иностранным лицом и не передается в аренду (либо субаренду - при ввозе уже арендованного транспортного средства). При недекларировании судна в соответствии с установленным порядком российское лицо, получившее данное судно в пользование по бербоут-чартеру, подлежит привлечению к ответственности по части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации.
При переходе права собственности на временно ввезенное на таможенную территорию Российской Федерации транспортное средство к российскому лицу это российское лицо несет обязанность по его таможенному оформлению в соответствии с установленным порядком (т.е. с подачей ГТД). Невыполнение данной обязанности влечет ответственность по части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В случае передачи российского судна иностранному лицу по бербоут-чартеру регистрация этого судна на имя российского собственника не аннулируется, судно из Государственного судового реестра не исключается. Информация об иностранном лице - фрахтователе судна по бербоут-чартеру вносится в реестр лишь при переводе арендуемого судна под флаг иностранного государства. Обязательная регистрация факта передачи судна в бербоут-чартер иностранному лицу в Государственном судовом реестре Кодексом торгового мореплавания (статья 39) не предусмотрена. Таким образом, при передаче российского судна иностранному лицу по бербоут-чартеру условия освобождения его от уплаты таможенных пошлин и налогов, предусмотренные пунктом 7 Положения, не нарушаются, в связи с чем привлечение российского лица к ответственности по части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации за недекларирование с подачей ГТД в этом случае неправомерно.
При установлении фактов передачи российских и иностранных судов в тайм-чартер следует руководствоваться следующим.
В соответствии со статьями 198, 200 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статьей 632 Гражданского кодекса Российской Федерации тайм-чартер представляет собой разновидность договора аренды транспортного средства. Однако, учитывая, что иностранное право зачастую трактует тайм-чартер как договор перевозки, а не аренды, для определения порядка перемещения судов, передаваемых в тайм-чартер по сделкам, заключенным на основании норм иностранного права, необходимо принимать во внимание существенные условия такой сделки.
Если существенные условия договора, именуемого "тайм-чартер", позволяют рассматривать его как договор аренды транспортного средства в соответствии с российским законодательством, то к перемещаемым на основании такого договора судам применяются нормы Положения о перемещении судов через таможенную границу Российской Федерации по договорам аренды.
При передаче российским судовладельцем судна иностранному лицу в аренду с правом его выкупа (в случае выкупа судна иностранным лицом) такое судно подлежит таможенному оформлению применительно к таможенному режиму экспорта до истечения сроков временного вывоза (статья 73 Таможенного кодекса Российской Федерации, пункт 10 Положения). Недекларирование такого судна с подачей ГТД влечет привлечение российского судовладельца к ответственности по части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В практике таможенных органов также встречаются ситуации, когда морские суда, арендованные за пределами таможенной территории Российской Федерации российской судоходной компанией у иностранной компании, передаются за пределами таможенной территории Российской Федерации другой иностранной компании в пользование, и впоследствии эти суда предполагается перемещать через таможенную границу Российской Федерации.
В данном случае на российской компании не лежит обязанность производить декларирование таких судов, так как в соответствии со статьей 168 Таможенного кодекса Российской Федерации декларированию подлежат лишь товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, а также таможенный режим которых изменяется. Соответственно привлечение российской компании к ответственности по части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации при недекларировании переданного в аренду в описанной ситуации судна неправомерно.
ВрИО председателя Комитета
генерал-лейтенант таможенной службы
Ю.Ф.Азаров
Текст документа сверен по:
рассылка