Недействующий

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы (фактически утратило силу)

VI. В области социально-экономических
 проблем северных регионов России

6. Учитывая, что Север России является основным поставщиком важнейших топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, рыбо- и лесопромышленной продукции и обеспечивает более половины общероссийских валютных поступлений, Стороны, считая целью социально-экономической политики на Севере сбалансированное развитие регионов, гарантирующее равные качества и условия жизни для населения, признают необходимым.

6.1. Разработать нормативные правовые акты по возмещению затрат работникам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (выплата районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, предоставление дополнительных отпусков, оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и др.), носящих компенсационный характер в составе затрат на восстановление рабочей силы, и определению источников их финансирования для бюджетного и реального секторов экономики.

6.2. Сохранить районные коэффициенты и северные надбавки для внебюджетного сектора экономики в качестве минимальных гарантий при установлении соответствующих выплат.

6.3. Уточнить источники финансирования гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам по нескольким основаниям (компенсаций по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работающим членам семьи работника, суммирование дополнительных отпусков, северных льгот совместителям и др.).

6.4. Обеспечить государственные гарантии и компенсации для работников бюджетных организаций на период перехода к новым механизмам оплаты труда, применения ETC.

6.5. Оказывать поддержку северянам, и в первую очередь социально незащищенным категориям граждан, в выезде из северных регионов путем реализации федеральной целевой программы "Жилище", предоставления жилищных субсидий и развития долгосрочного ипотечного кредитования.

6.6. Обеспечить разработку и внедрение внебюджетных механизмов стимулирования миграции из северных регионов, включая подготовку соответствующих механизмов накопительного страхования.

6.7. Продолжить работу по созданию специальной системы мер в обеспечение социальных гарантий для коренных малочисленных народов Севера, направленных на достижение необходимого уровня жизнеобеспечения в местах проживания коренного населения и оказание материальной помощи малообеспеченным семьям.

6.8. Осуществить государственную политику содействия занятости населения с учетом специфики развития северного рынка труда.

6.9. Обеспечить государственную поддержку предприятий северных регионов, прежде всего градообразующих, осуществить в этих целях меры по финансовой, инвестиционной и налоговой поддержке.

6.10. Совершенствовать механизм "северного завоза" продукции для обеспечения энергетической и продовольственной безопасности северных населенных пунктов.

6.11. Проводить мероприятия по частичному замещению завоза нефти, нефтепродуктов и топлива в северные регионы местными энергетическими ресурсами.

6.12. Создать механизм контроля за расходованием средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение северного завоза, включая определение конкретных сумм по финансированию субъектов Российской Федерации в федеральном законе о федеральном бюджете.

6.13. Завершить работу по формированию основ районирования Севера России.

6.14. Учесть в Концепции государственной политики в сфере заработной платы особенности формирования оплаты труда в северных регионах России.

6.15. Разработать систему защиты работников и членов их семей при ликвидации в районах Крайнего Севера градообразующих предприятий и закрытии населенных пунктов (проект федерального закона о мерах социальной защиты граждан при ликвидации в районах Крайнего Севера градообразующих предприятий и закрытии населенных пунктов).

6.16. Подготовить предложения о разграничении ответственности работодателей, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении вопросов социальной защиты граждан при ликвидации в районах Крайнего Севера градообразующих предприятий или населенных пунктов и переселения работников, безработных, пенсионеров, инвалидов и членов их семей.