4. Стороны способствуют созданию трудоспособному населению экономических условий, позволяющих за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.
4.1. В предстоящем периоде Стороны обязуются:
4.1.1. В I полугодии 2002 года выработать предложения по реализации основных направлений социальных реформ в период действия настоящего Соглашения и определить последовательность разработки соответствующих нормативных правовых актов.
4.1.2. Обеспечить на основе принимаемых законодательных актов о реформировании системы пенсионного обеспечения и обязательного социального страхования не позднее 2002 года установление реального паритетного участия субъектов страхования в управлении фондами конкретных видов обязательного социального страхования и контроль за расходованием страховых средств.
4.1.3. Разработать и ввести социальные стандарты на гарантируемый государством объем услуг в области социальной защиты.
4.1.4. Обеспечить охрану материнства и детства, поэтапное повышение государственных пособий гражданам, имеющим детей.
4.1.5. Осуществить реформирование санаторно-курортной сферы в целях создания конкурентоспособного санаторно-курортного комплекса в Российской Федерации, который обеспечит эффективное лечение и оздоровление населения.
4.1.6. Предусмотреть при формировании бюджетов всех уровней рост ассигнований на цели здравоохранения и образования.
4.1.7. Обеспечить ежегодное предварительное рассмотрение в рамках Российской трехсторонней комиссии ставок единого социального налога (тарифов, взносов) и проектов бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования на следующий год на основе актуарных расчетов по каждому виду обязательного социального страхования.
4.1.8. Обеспечить ежегодное информирование Российской трехсторонней комиссии о поступлении и расходовании средств за предыдущий год фондами по конкретным видам обязательного Социального страхования.
4.1.9. Определить приоритетные направления последовательного укрепления системы обязательного социального страхования. В том числе по следующим вопросам:
4.1.9.1. эффективное использование средств социального страхования в системе обязательного медицинского страхования, развитие в этих целях механизма контроля, в том числе путем предоставления необходимой информации профсоюзам и работодателям по их запросам;
4.1.9.2. введение механизмов обязательности перечисления платежей на данный вид страхования за неработающее население, упорядочение деятельности страховых медицинских организаций, введение в действие на всей территории страны единого страхового полиса обязательного медицинского страхования;
4.1.9.3. обеспечение дифференцированного подхода к оценке состояния охраны труда и здоровья работающих в организациях, повышение заинтересованности работодателей в его улучшении.
4.2. В 2002-2004 годах через развитие пенсионного обеспечения осуществить:
4.2.1. повышение размера пенсии по старости с учетом роста инфляции и среднемесячной заработной платы;
4.2.2. выработку правовых норм и методических организационных мероприятий, направленных на введение механизмов накопительного финансирования пенсий и обеспечение их функционирования;
4.2.3. ежегодное, начиная с 2002 года, заслушивание в рамках Российской трехсторонней комиссии информации о ходе реформирования пенсионной системы.
4.3. Обеспечить поэтапное введение механизмов накопительного финансирования пенсий по старости на базе персонифицированного учета.
4.4. Способствовать повышению уровня пенсионного обеспечения граждан, развитию дополнительного пенсионного страхования и обеспечения, в том числе через:
4.4.1. совершенствование налогового законодательства и повышение доходов работающих граждан, развитие негосударственных пенсионных фондов;
4.4.2. формирование профессиональных (отраслевых, региональных) пенсионных систем.
4.5. Подготовить и рассмотреть в I полугодии 2002 года предложения о механизмах обеспечения, в том числе за счет средств обязательного социального страхования и бюджетных источников, уровня и объемов санаторно-курортного лечения и оздоровления работающих и членов их семей, детей и подростков, финансовой поддержки детско-юношеских спортивных школ.
4.6. Разработать в 2002 году нормативную правовую базу деятельности учреждений отдыха и оздоровления детей в соответствии с налоговым законодательством и другими правовыми актами.
4.7. Подготовить и рассмотреть предложения по обеспечению равных возможностей для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги, государственного (бюджетного) финансирования через механизм социального заказа.
4.8. Содействовать широкому обсуждению в обществе мер и возможных социально-экономических последствий реформирования социальной сферы, в том числе в части обеспечения гарантий прав граждан в сфере образования, здравоохранения и культуры. Способствовать недопущению реализации мер по реорганизации социальной сферы без их экспериментальной отработки.
4.9. Осуществлять изменения (повышение) тарифов на жилищно-коммунальные услуги в соответствии с уровнем и динамикой реальных доходов населения, имея в виду необходимость синхронизации этих показателей.
4.10. Разработать проект социально ориентированного Жилищного кодекса Российской Федерации.