____________________________________________________________________
В 2005 году завершается реализация подпрограммы "Минерально-сырьевые ресурсы" - распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 июля 2005 года N 957-р.
____________________________________________________________________
Подпрограмма "Минерально-сырьевые ресурсы" разработана для обеспечения регулирования всех видов работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы России и охране недр, определения масштабов и сроков их проведения с учетом прогнозов социально-экономического развития страны.
Минерально-сырьевая база России в последние годы оказалась в сложном положении. Реализация федеральной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы Российской Федерации на 1994-2000 годы" осуществлялась в условиях спада производства, ограниченности финансирования геолого-разведочных работ, низкой инвестиционной активности. Финансирование геолого-разведочных работ, предусмотренных указанной программой, осуществлялось на недостаточном уровне. Объем финансирования за счет средств федерального бюджета в 1996-1998 годах фактически составлял 21-66 процентов потребности. Впервые за годы экономических преобразований относительно стабильное финансирование геолого-разведочных работ было осуществлено лишь в 1999 году и продолжилось в 2000 году, что позволило нарастить объемы этих работ.
Недостаток финансирования обусловил невыполнение федеральной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы Российской Федерации на 1994-2000 годы" по объемам производства основных видов геолого-разведочных работ и, как следствие, невыполнение заданий по приросту запасов по большинству стратегически важных видов полезных ископаемых. Так, прирост запасов по нефти и газу составил соответственно 31,7 и 21,1 процента от программных заданий.
Вследствие этого обострились проблемы минерально-сырьевой базы страны. Основными из них являются:
острый дефицит отдельных видов минерального сырья, обусловленный, с одной стороны, отсутствием крупных месторождений (марганец, барит, бентонит, каолин, фосфориты), с другой - неосвоенностью подготовленной сырьевой базы (титан, свинец, цирконий) или слабой геологической и поисковой изученностью территории страны при достаточно высоком прогнозном потенциале (уран, хром, вольфрам, сурьма, ртуть, кристаллический графит и др.);
истощение сырьевых баз действующих предприятий, осуществляющих добычу железных руд (Карело-Кольский регион, Урал, юг Западной Сибири), олова и вольфрама (Хабаровский и Приморский края, Еврейская автономная область), свинца и цинка (Приморский край, Республика Северная Осетия - Алания), вольфрама и молибдена (Кабардино-Балкарская Республика), бокситов и медно-колчеданных руд (Северный и Южный Урал), кристаллического графита и хризотил-асбеста (Свердловская область);
нарушение баланса между приростом запасов и добычей полезных ископаемых: уровень прироста запасов практически по всем их видам начиная с 1994 года не восполняет даже существенно уменьшившиеся объемы добычи (соотношение прирост - добыча в 1999 году составило по нефти - 88,5 процента, по газу - 42,9 процента, по никелю - 32,5 процента, по олову - 30,9 процента, по меди - 23,9 процента, по свинцу - 20,3 процента, по цинку - 5,1 процента, по вольфраму - 2,2 процента);
низкие темпы подготовки запасов защищенных в экологическом отношении подземных вод для питьевого водоснабжения: до настоящего времени около 50 процентов городов и других населенных пунктов России, в том числе 76 городов с населением более 250 тыс. жителей, используют для водоснабжения поверхностные, не защищенные от загрязнения воды (гг.Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Астрахань, Нижний Новгород, Омск и др.);
низкий уровень комплексного использования минерального сырья и недостаточная эффективность применяемых технологий добычи и переработки полезных ископаемых, сдерживающие освоение ряда новых крупных месторождений с рядовыми и бедными рудами;
низкая конкурентоспособность значительного числа разведанных месторождений при их оценке по критериям рыночной экономики, что вносит существенные коррективы в общую оценку обеспеченности страны минеральными ресурсами.