Действующий

О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2020 года (с изменениями на 9 марта 2020 года)

4. Обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом, описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы


Целесообразность решения проблем социально-экономического развития Калининградской области программно-целевым методом определяется следующими факторами:

масштабность и государственная значимость проблем обеспечения жизнеспособности и развития области, межгосударственный уровень подходов к их решению;

наличие актуальных социально-экономических задач, относящихся к компетенции органов государственной власти федерального уровня, решение которых прямо или косвенно связано с эффективным развитием Калининградской области в целом;

ресурсоемкость стоящих перед Калининградской областью проблем и задач;

необходимость системного подхода к решению проблем и согласования отдельных направлений государственной политики в сфере социально-экономического развития Калининградской области по содержанию, технологиям реализации и по времени осуществления;

потребность в комплексном подходе при разработке и реализации мероприятий социально-экономического развития Калининградской области, в том числе на межгосударственном уровне.

Применение программно-целевого инструментария позволит обеспечить комплексное решение наиболее острых проблем на основе:

определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов, совмещенных с функцией контроля за реализацией мероприятий;

концентрации ресурсов на реализации программных мероприятий;

повышения эффективности государственного управления;

повышения результативности государственных и внебюджетных инвестиций, использования материальных, финансовых и людских ресурсов.

Результаты прогнозно-аналитических исследований позволяют сделать вывод о неприемлемости развития Калининградской области без использования программно-целевого метода управления.

Анализ факторов, снижающих вероятность полной реализации целевой программы путем достижения поставленной цели и решения задач, определяет необходимость рассмотрения и своевременной нейтрализации следующих рисков:

риска обеспечения финансирования Программы в запланированных объемах;

риска некачественного управления (возникновения сбоев) при реализации Программы;

институционального риска;

риска низкой мотивации;

риска возникновения обстоятельств непреодолимой силы;

других рисков.

Риск обеспечения финансирования Программы (риск ликвидности) возникает в результате значительной продолжительности Программы. При этом, учитывая сложившуюся сегодня систему 3-летнего бюджетного планирования и наличие политической воли государства, риск сбоев в реализации Программы в результате недофинансирования можно считать умеренным. Качественная оценка такого риска - риск средний.

Риск некачественного управления (возникновения сбоев) при реализации Программы возникает в результате низкой эффективности деятельности, в том числе ошибок исполнителей, совершенных правонарушений, неготовности инфраструктуры (управленческой, информационной, финансовой и др.) к решению поставленных задач. Качественная оценка такого риска - риск средний. Важно учесть, что вес такого риска не является критическим для реализации Программы.

Институциональный риск - вероятность того, что Программа не будет выполнена в полном объеме по причине задержек с формированием и развитием ряда ключевых программных мероприятий. Качественная оценка такого риска - риск средний. При этом риск является критическим для реализации Программы и ответственность за его минимизацию путем формирования и оптимизации отдельных программных мероприятий полностью лежит на Министерстве экономического развития Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1126. - См. предыдущую редакцию)

Риск низкой мотивации участников Программы может стать сдерживающим фактором в реализации Программы. Качественная оценка такого риска - риск средний.

Риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, таких как масштабные природные и техногенные катастрофы, войны (вооруженные конфликты) и др. Наиболее вероятной причиной на территории области надо признать возможность затопления территории в результате дождей, нагонных волн, выхода из строя гидротехнических сооружений и мелиоративных систем.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 года N 1511. - См. предыдущую редакцию)

Особо следует отметить вероятность риска отказа от использования программно-целевого метода, что обусловливает: