Недействующий

О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)" (с изменениями на 20 сентября 2017 года) (утратило силу с 18.04.2019 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2019 N 393)

     
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма


В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года одной из стратегических задач государства в сфере функционирования и развития транспорта является создание условий для повышения качества жизни населения путем обеспечения доступа к безопасным и качественным транспортным услугам.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта, а также функции по техническому надзору и надзору за обеспечением транспортной безопасности, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Проводимые Федеральной службой по надзору в сфере транспорта операции позволяют вскрыть значительное количество нарушений, произошедших на транспорте, и предпринять необходимые меры по их решению и предотвращению в будущем. Транспорт ввиду специфики своей работы является потенциальным источником опасности.

Необходимость совершенствования системы контроля и надзора на транспорте в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" обусловлена постоянно возрастающими требованиями к эффективности контроля и надзора за комплексной безопасностью, устойчивостью транспортной системы, а также за управлением транспортной системой в чрезвычайных и кризисных ситуациях.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2013 года N 401. - См. предыдущую редакцию)


Помимо средств и мероприятий прямого обеспечения безопасности на транспорте огромное значение в достижении этой цели играет развитие средств и эффективных систем надзора в сфере транспорта. Без их совершенствования управление в сфере обеспечения безопасности транспортной системы будет лишено эффективной обратной связи.

В 2010 году деятельность Федеральной службы по надзору в сфере транспорта была направлена на предотвращение реальных угроз жизни и здоровью пассажиров, исключение происшествий на транспортном комплексе страны путем постоянного мониторинга безопасности и выполнения проверок предприятий и организаций отрасли. За 2010 год сотрудниками Службы проведено 82,4 тыс. контрольных мероприятий, по результатам которых выявлено 174 тыс. нарушений законодательства Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2013 года N 401. - См. предыдущую редакцию)

В 2011 году по сравнению с 2010 годом в области безопасности на транспорте произошли следующие изменения.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2013 года N 401. - См. предыдущую редакцию)

На железнодорожном транспорте количество событий, связанных с нарушением правил безопасности движения, увеличилось на 5 процентов;

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2013 года N 401. - См. предыдущую редакцию)

На автомобильном лицензируемом транспорте количество дорожно-транспортных происшествий увеличилось на 24 процента.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2013 года N 401. - См. предыдущую редакцию)

На морском и речном транспорте количество нарушений увеличилось на 1,6 процента.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2013 года N 401. - См. предыдущую редакцию)

В гражданской авиации общее количество нарушений сократилось на 19,4 процента.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2013 года N 401. - См. предыдущую редакцию)

Однако продолжают сохраняться риски возникновения происшествий с тяжелыми последствиями. Как показывает практика, в настоящее время в Российской Федерации не в полной мере удовлетворена потребность экономики и населения в безопасных и качественных услугах, реализуемых за счет контрольно-надзорных функций в сфере транспорта. Существующая система, на совершенствование которой направлены мероприятия подпрограммы "Государственный контроль и надзор в сфере транспорта" (далее - подпрограмма), характеризуется недостаточностью, несвоевременностью либо полным отсутствием систематизированной информации о нарушениях установленных норм и требований к обеспечению безопасности на транспорте.

Несмотря на предпринимаемые государством усилия для решения задачи по созданию условий для повышения качества жизни населения путем обеспечения доступа к безопасным и качественным транспортным услугам, остается низким уровень безопасности транспортной деятельности, в первую очередь на автомобильном и воздушном транспорте. В дорожно-транспортных катастрофах ежегодно погибает 23,5 человека в расчете на 100 тыс. населения, в странах Европейского союза этот показатель составляет 9-10 человек. В среднем количество дорожно-транспортных происшествий на автомобильном транспорте в последние годы увеличивалось на 10 процентов в год. Транспортные происшествия негативно влияют на экономическое развитие страны. По оценкам экспертов, ежегодные потери от транспортных происшествий достигают 8 процентов валового внутреннего продукта.

Для снижения аварийности и риска возможных происшествий на транспорте необходимо:

повысить организационно-технологическую и исполнительскую дисциплину при осуществлении грузовой и пассажирской транспортной деятельности;

усилить информационный мониторинг при осуществлении перевозок опасных и крупногабаритных грузов, а также в случае возникновения при этом угроз с целью их недопущения;

систематизировать инциденты с опасными грузами и случаи крушений при перевозке крупногабаритных грузов на транспорте.

Создание рынка конкурентоспособных транспортных услуг предполагает также развитие нормативно-правовой базы в сфере оказания транспортных услуг. При этом важнейшее значение для регулирования имеет создание эффективной обратной связи в виде системы контроля и надзора.

Наиболее острой проблемой контроля и надзора в сфере транспорта является недостаточность правового регулирования, четкости и полноты прав и обязанностей должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, которая не позволяет в полной мере осуществлять государственный контроль (надзор) за субъектами транспортного комплекса и иной связанной с транспортным процессом деятельности, в том числе в сфере безопасности населения на транспорте и транспортной безопасности.

Большинство контрольных процедур носят чисто формальный характер. Функции контроля и надзора федеральными органами исполнительной власти в большинстве случаев реализуются путем проведения выездных и документарных проверок. Спецификой организации и проведения этих процедур обусловлена невозможность получения оперативной и достоверной информации о текущем состоянии исполнения соответствующих норм и требований к обеспечению безопасности на объектах транспортного комплекса.

Для повышения качества и эффективности контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности на объектах транспортного комплекса необходимы разработка и создание информационных систем, которые бы позволяли в дистанционном режиме осуществлять систематическое наблюдение, анализ и прогнозирование состояния безопасности, а также исполнения обязательных требований в сфере транспортной безопасности на наиболее уязвимых объектах транспортной инфраструктуры (объектах 1-й категории) и транспортных средствах, перевозящих опасные грузы.