Недействующий

О федеральной целевой программе "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)" (с изменениями на 11 ноября 2006 года) (фактически утратило силу)

VI. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы основан на конкурсном отборе. На первом этапе проводится конкурсный отбор предложений администраций исторических городов по сохранению, восстановлению и развитию их исторической среды. На втором этапе проводится конкурсный отбор исполнителей и поставщиков по конкретным объектам.

Правовое регулирование различных сфер деятельности в исторических городах осуществляется на основе законодательных актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и законодательных актов муниципальных образований. Учитывая особенности данной категории городских поселений, в мероприятиях Программы предусмотрены разработка специальных документов и внесение определенных корректив в действующие правовые акты.

Правовые нормы, регулирующие градостроительную деятельность, в том числе и на территории исторического города, содержатся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, где исторические города включены в перечень поселений, требующих особого регулирования, а сохранение историко-культурного наследия определено как одно из важнейших направлений градостроительной деятельности.

Для каждого исторического города - объекта реализации мероприятий Программы предусматривается разработка концепции реконструкции исторического центра и других исторических зон города с учетом характера наследия, специфики хозяйственной деятельности и других факторов. На основе концепции будут определены требования и правила управления этим процессом, которые оформляются в виде самостоятельного документа (правила градостроительной деятельности в городе...) или включаются в устав города в виде особой части.

Хозяйственная и другие виды деятельности на территории исторических городов регламентируются федеральными правовыми актами, а также правовыми актами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Археологические, историко-архитектурные, историко-градостроительные изыскания, исследования в области традиционных видов деятельности проводятся в опережающем порядке с привлечением местных научных кадров и использованием научного потенциала областных и столичных центров для создания базы данных по каждому историческому городу. На начальных этапах предусматривается государственная поддержка указанных работ.

Информационное и проектное обеспечение включает:

осуществление контроля за процессом возрождения и развития исторических населенных мест путем создания банков данных по ним;

формирование банков данных как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации и городов, содержащих полную и систематизированную информацию об историко-культурном наследии - его характере, ценности, состоянии, функциональном использовании и т.д.

Для объективной оценки состояния исторических населенных мест и ценности историко-культурного наследия целесообразно проведение всероссийской инвентаризации с уточнением списка исторических городов 1990 года без привлечения средств федерального бюджета.

Основой для проведения в городе работ по восстановлению и реконструкции должна являться разрабатываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации градостроительная концепция или городская программа, обеспечивающая соблюдение государственных, муниципальных, частных прав и интересов.

Исходя из градостроительной концепции, устанавливающей основные пути развития исторического города на ближайшую перспективу, составляется конкретный план действий, ведется проектирование и осуществление работ. Состав и содержание проектной документации принимается на основе Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом введения дополнительных стадий (проекты реконструкции и др.).

Учитывая важность своевременной разработки градостроительных концепций и документации, на начальных этапах необходима государственная финансовая поддержка их разработок.

Реализация основных направлений возрождения исторических населенных мест, сохранения и развития их архитектуры предусматривает осуществление мер экономического стимулирования.

Особое значение при этом имеет формирование муниципальной собственности, что позволит обеспечить надежное функционирование города как единого целого.

Наряду со становлением муниципальной собственности в городах идет активный процесс формирования других форм собственности: разгосударствление, приватизация и акционирование жилищного фонда, сферы обслуживания, производственных и других объектов. При этом приватизация объектов традиционных сфер деятельности позволит не только сократить расходы городских бюджетов, но и станет источником дополнительных поступлений, и, что не менее важно, их присутствие создаст условия для здоровой конкуренции и будет способствовать повышению качества обслуживания населения.

Общие принципы, состав и порядок действия экономического механизма, включая разграничение сферы использования его элементов на различных уровнях управления, разрабатываются на федеральном уровне.

Расширение инвестиционных возможностей городов при реализации программных мероприятий будет непосредственно связано с созданием механизма привлечения ресурсов коммерческого сектора.

Важными источниками инвестиций могут стать:

свободные средства населения, привлекаемые для финансирования инвестиционных проектов, имеющих высокую эффективность в исторических городах;

средства промышленных предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности;

иностранные кредиты и инвестиции.

В рамках общей инвестиционной политики в исторических городах приоритетом должны пользоваться объекты, позволяющие получить отдачу в более короткие сроки с последующим использованием средств на расширение фронта работ.

Обеспечение особого регулирования градостроительной деятельности в исторических городах предполагает:

создание принципиально новых условий функционирования исторических городов на основе Градостроительного кодекса Российской Федерации;

осуществление особого порядка регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях, введение специальных правил их использования, специальных государственных стандартов, градостроительных нормативов и правил, особого порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной документации.