Недействующий

О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы фельдшерско-акушерских пунктов страны (с изменениями на 23 сентября 1981 года) (утратил силу на основании приказа Минздрава России от 21.03.2003 N 118)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ПРИКАЗ

от 27 июля 1973 года N 566


О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы
фельдшерско-акушерских пунктов страны

(с изменениями на 23 сентября 1981 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минздрава России от 21 марта 2003 года N 118
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     приказом Минздрава СССР от 23 сентября 1981 года N 1000.
____________________________________________________________________



Программой КПСС, решениями XXIII и ХХIV съездов КПСС, постановлениями пленумов ЦК КПСС по сельскому хозяйству намечена широкая программа дальнейшей интенсификации сельскохозяйственного производства.

В соответствии с директивами партии и правительства в стране проведена работа по повышению качества медицинской помощи сельскому населению, укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения, укомплектованию их квалифицированными кадрами, оснащению современным медицинским оборудованием, развитию и приближению специализированной медицинской помощи к сельскому населению, осуществлены меры по улучшению охраны здоровья женщин и детей в сельской местности.

Вследствие специфики условий жизни и труда жителей сельской местности значительную роль в обеспечении сельского населения медицинской помощью выполняют фельдшерско-акушерские пункты. В 1972 году в сельской местности страны насчитывалось 89718 федьдшерско-акушерских пунктов, в них было сделано 229733,0 тыс. амбулаторных посещений жителей и 91660,8 тыс. посещений среднего медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов к жителям на дому.

Осуществляемые в последние годы мероприятия по приближению к сельскому населению врачебной помощи способствовали изменению содержания работы фельдшерско-акушерских пунктов, в деятельности которых усилилась профилактическая направленность. Изучение работы значительного числа фельдшерско-акушерских пунктов показало, что в большинстве из них более половины всех посещений составляют посещения по поводу выполнения врачебных назначений, 1/3 - по поводу профилактических осмотров, наименьшее количество составляют посещения по поводу заболеваний.

В большинстве республик в связи с развитием сети врачебных родовспомогательных стационаров, наличием хороших путей сообщения, транспорта и средств связи, происходит сокращение сети колхозных родильных домов. В целом по стране с 1965 года по 1973 год число колхозных роддомов уменьшилось на 3403 и коек в них - на 10678.

В результате повышения материального и культурного уровня жизни сельского населения, а также правильной организации работы по проведению профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий, медицинские работники многих фельдшерско-акушерских пунктов добились на своих участках резкого снижения детской смертности, инфекционной заболеваемости, ликвидации дифтерии, полного охвата рожениц стационарным родовспоможением и активного участия населения в работе по санитарному благоустройству сел и деревень: Славянский фельдшерско-акушерский пункт Курчумского района Восточно-Казахстанской области, зав. т.Рыбалко Н.Я.; Калининский - Тульчинского района Винницкой области, зав. т.Каракой Т.К.; Малиновский - Даугавпилского района Латвийской ССР, зав. т.Петроченко Н.К.; Ангорский - Термезского района Сурхандарьинской области Узбекской ССР, зав. т.Хузайкулова; Даниловский - Калининской области, зав. т.Богачева Н.М.; Барановский - Гродненской области БССР, зав. т.Цихун О.Н.; Куйконак - Вахшского массива Таджикской ССР и др.

Медицинские работники перечисленных и многих других фельдшерско-акушерских пунктов пользуются заслуженным авторитетом у населения, партийных и советских органов, руководителей колхозов и совхозов, удостоены правительственных наград. В числе медицинских работников страны, удостоенных высокого звания Героя Социалистического Труда, заведующие фельдшерско-акушерскими пунктами: Каракой Тихон Кириллович (Винницкая область), Кетова Анастасия Степановна (Смоленская область), Федореева Надежда Георгиевна (Приморский край).

За прошедшие годы органами здравоохранения союзных республик при активной помощи партийных и советских органов, колхозов, совхозов и общественных организаций, были осуществлены мероприятия по улучшению материально-технического состояния фельдшерско-акушерских пунктов, оснащению их медицинским оборудованием, инструментарием и хозяйственным инвентарем, телефонизации, укомплектованию медицинскими работниками, повышению качества работы фельдшерско-акушерских пунктов. В ряде республик по этим вопросам были приняты специальные постановления и изданы приказы органов здравоохранения.

Большую помощь в улучшении материально-технической базы и строительстве фельдшерско-акушерских пунктов оказали колхозы и совхозы. Так, в течение 8-й пятилетки в РСФСР было построено более 4 тысяч новых фельдшерско-акушерских пунктов и для 3,5 тыс. пунктов совхозы и колхозы предоставили хорошие помещения.

В Украинской ССР за этот период на средства колхозов и совхозов построено более 3 тысяч пунктов.

Во всех республиках проведена работа по обеспечению фельдшерско-акушерских пунктов транспортом колхозов и совхозов. Так, министерствами здравоохранения и сельского хозяйства Казахской ССР издано и направлено в области письмо "О порядке предоставления транспорта медицинским работникам сельской местности". В РСФСР по этому вопросу разработано специальное положение. За прошедшие годы в стране улучшилась укомплектованность фельдшерско-акушерских пунктов медицинскими работниками. В 1972 году в целом по СССР этот показатель составил 97,8%; в Узбекской ССР - 98,5%; в Грузинской ССР - 99,1%; Молдавской ССР - 98,5%.

Число фельдшерско-акушерских пунктов, не имеющих ни одного среднего медицинского работника за период с 1965 г. по   971 г. уменьшилось в целом по стране более чем в 2 раза (с 3635 до 1384).

Такое положение достигнуто в результате большой работы органов здравоохранения, успешно решающих совместно с партийными, советскими и хозяйственными организациями сельских районов вопросы создания надлежащих условий труда и быта для медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов.

Большое внимание уделяется работе по повышению квалификации медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов.

Основной формой повышения квалификации являются республиканские, краевые, областные курсы специализации и усовершенствования средних медицинских работников. Кроме того, при областных (краевых, республиканских) и центральных районных больницах проводится повышение квалификации на прерывистых семинарах, декадниках, межрайонных и районных тематических совещаниях: на базах лучших фельдшерско-акушерских пунктов практикуется проведение "Дня фельдшера", "Дня акушерки" и "Дня патронажной медсестры".

Повысился уровень организационно-методического руководства работой фельдшерско-акушерских пунктов со стороны органов здравоохранения республик (краев, областей), республиканских, краевых, областных и центральных районных больниц. Вопросы деятельности фельдшерско-акушерских пунктов систематически заслушиваются на коллегиях, медсоветах, издаются соответствующие приказы, письма по обмену опытом работы, проводятся совещания и съезды средних медицинских работников (РСФСР, Украинская, Латвийская, Молдавская, Казахская и др. республики).

Большая работа по улучшению деятельности фельдшерско-акушерских пунктов была проведена Калининским облздравотделом. С этой целью специалисты оргметодотдела Калининской областной больницы и центральных районных больниц провели детальное изучение состояния работы фельдшерско-акушерских пунктов. На основе полученных сведений, совместно с партийными и советскими органами, руководителями колхозов и совхозов, общественностью районов были разработаны и осуществлены мероприятия по улучшению материальной базы фельдшерско-акушерских пунктов, укомплектованию их кадрами, повышению качества медицинской помощи, оказываемой фельдшерско-акушерскими пунктами.

В Молдавской ССР большинство фельдшерско-акушерских пунктов переведены в новые помещения, которые, с целью более рационального использования медицинских работников, строятся в комплексе с аптечным пунктом и детской молочной кухней.

Наряду с этим в некоторых республиках, краях, областях руководители органов и учреждений здравоохранения не уделяют должного внимания организации работы фельдшерско-акушерских пунктов, укомплектованию медицинскими кадрами и повышению их квалификации, созданию надлежащих условий работы.

Материально-техническое состояние еще многих фельдшерско-акушерских пунктов продолжает оставаться неудовлетворительным, в ряде мест они занимают малоприспособленные помещения, располагаются в арендуемых зданиях (Казахская, Узбекская, Таджикская республики и др., ряд областей Украинской ССР, РСФСР).

Значительное число фельдшерско-акушерских пунктов все еще неудовлетворительно оснащено медицинским и хозяйственным оборудованием; особенно плохо они обеспечиваются весами, ростомерами, гинекологическими креслами. На многих фельдшерско-акушерских пунктах не созданы надлежащие условия для хранения термолабильных медикаментов и препаратов, содержащих ядовитые, наркотические и сильнодействующие вещества.

В отдельных районах не организован регулярный завоз медикаментов на фельдшерско-акушерские пункты, выполняющие одновременно функции аптечных пунктов, в результате чего ассортимент медицинских товаров в них крайне недостаточен.

Органы здравоохранения не принимают должных мер для обеспечения своевременного и полного выделения сельсоветами средств, ассигнований фельдшерско-акушерским пунктам на приобретение медицинского оборудования, инвентаря, медикаментов.

В ряде республик (РСФСР, Казахской, Украинской ССР, Таджикской, Литовской) имеются фельдшерско-акушерские пункты, неукомплектованные средними медицинскими работниками, например в Украинской ССР из года в год остаются неукомплектованными более 100 фельдшерско-акушерских пунктов.

Одной из причин недостаточной укомплектованности фельдшерско-акушерских пунктов является текучесть медицинских кадров из сельской местности, обусловленная в основном неудовлетворительными жилищно-бытовыми и производственными условиями работников пунктов.

В большинстве областей, краев, республик недостаточно проводится работа по аттестации заведующих фельдшерско-акушерскими пунктами. Во многих случаях ограниченно проводится повышение квалификации медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов, мало используются такие хорошо зарекомендовавшие себя формы работы, как повышение квалификации на курсах в районных и областных (краевых, республиканских) лечебных учреждениях, очно-заочное обучение, прерывистые семинары.