(с изменениями на 5 мая 1999 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минздрава России от 6 ноября 2024 года № 602
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минздрава России от 5 мая 1999 года N 154.
____________________________________________________________________
В решениях XXVI съезда КПСС большое внимание уделено совершенствованию работы первичных звеньев здравоохранения, особенно амбулаторно-поликлинических учреждений. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1982 N 773 "О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения" поставлена задача повысить качество профилактических осмотров и диспансеризации населения, прежде всего женщин и детей, улучшить медицинское обслуживание детей в дошкольных учреждениях, обратив особое внимание на обеспечение систематического наблюдения за состоянием здоровья детей и проведением оздоровительных мероприятий.
В общей системе медико-социальных мероприятий, направленных на охрану здоровья детей в нашей стране, амбулаторно-поликлиническая помощь занимает ведущее место. В детских поликлиниках проводится широкий комплекс мероприятий по предупреждению и раннему выявлению патологии у детей, снижению заболеваемости и детской смертности.
За годы Х пятилетки число детских поликлиник возросло более чем на 2 тыс. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения" проведена большая работа по совершенствованию деятельности детских поликлиник, повышению ее качества и эффективности. В РСФСР, УССР, БССР, Узбекской ССР, Латвийской ССР и др. активно велось строительство крупных детских поликлиник, в которых предусмотрены все условия для правильной организации профилактической и лечебной работы.
Повсеместно проводилась работа по ремонту и реконструкции зданий функционирующих детских поликлиник (отделений), улучшению обеспеченности их медицинской аппаратурой, оборудованием, санитарным транспортом.
Особое внимание уделялось разукрупнению территориальных педиатрических участков. К 1982 году число детей на одну должность участкового врача-педиатра в среднем по стране доведено до 800.
Повысилась укомплектованность должностей участковых врачей-педиатров. Во многих союзных республиках осуществлялось преимущественное направление молодых специалистов в участковую сеть. В Латвийской ССР, Эстонской ССР, Литовской ССР, Украинской ССР, Белорусской ССР, ряде областей РСФСР укомплектованность врачами территориальных педиатрических участков составляет около 100%.
Повсеместно проводилась работа по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала детских амбулаторно-поликлинических учреждений, созданию базовых учреждений, школ передового опыта, организации конкурсов на звание лучшего участкового врача-педиатра, лучшей участковой медицинской сестры и др.
Во многих амбулаторно-поликлинических учреждениях РСФСР, УССР, БССР, Узбекской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР и др. с успехом осуществляется работа по развитию и медицинским аспектам воспитания здорового ребенка, по внедрению в жизнь комплексной системы диспансеризации детей, совершенствованию специализированной медицинской помощи, организации лечебно-оздоровительного процесса.
В ряде крупных городских детских поликлиник организовано плавание грудных детей, что способствовало укреплению их здоровья и снижению заболеваемости.
В детских поликлиниках много внимания уделяется профилактической работе с детьми раннего возраста, особенно с новорожденными детьми. Так, в детской поликлинике N 4 г.Ташкента каждый новорожденный в течение первой недели после выписки из родильного дома дважды посещается врачом и в течение первого месяца жизни - не менее 4-5 раз участковой медицинской сестрой. Это позволило значительно снизить заболеваемость и смертность новорожденных детей.
В кабинетах по профилактической работе с детьми (кабинетах здорового ребенка), организованных во многих детских амбулаторно-поликлинических учреждениях, родителей обучают современным методам физического воспитания, закаливания, рационального вскармливания детей, подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и школу.
В детских поликлиниках РСФСР, УССР, Литовской ССР накоплен положительный опыт работы отделений по оказанию лечебно-профилактической помощи детям в школах и дошкольных учреждениях по вопросам динамического медицинского наблюдения за состоянием здоровья детей, контроля за условиями воспитания и обучения их в организованных коллективах, проведения оздоровительных мероприятий.
В ряде детских поликлиник РСФСР, Литовской ССР, Белорусской ССР организованы отделения восстановительного лечения детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, нервной системы, болезнями опорно-двигательного аппарата.
Работа таких отделений с широким использованием физиотерапии, массажа, гимнастики, механотерапии, гидрокинезотерапии способствует укреплению здоровья детей и своевременной коррекции нарушенных функций.
В Краснодарском, Алтайском краях, Томской, Орловской, Костромской областях РСФСР, Херсонской, Ивано-Франковской областях УССР, Таджикской ССР хорошо организована работа санитарного актива. Так, в Ленинабадской области Таджикской ССР работают около 14 тыс. санитарных активистов, в том числе учащиеся 8-10 классов. Они систематически посещают детей первого года жизни, своевременно выявляют заболевших, осуществляют контроль за выполнением врачебных рекомендаций и назначений. Заслуживает внимания опыт работы дома санитарного просвещения Бабушкинского района г.Москвы в вопросе организации гигиенического обучения родителей по развитию и воспитанию здоровых детей раннего возраста.
В Ростовской, Мурманской областях РСФСР, Латвийской ССР, Литовской ССР, Белорусской ССР и др. широко практикуется оздоровление детей непосредственно в дошкольных учреждениях и школах: физиотерапевтические процедуры, санация полости рта, лечебная физкультура.
В ряде областей активно внедряются новые организационные формы работы детских поликлиник и научная организация труда медицинского персонала: специально разработанные перфокарты, штампы-клише, диктофонная запись историй развития, предварительная запись и самозапись к врачам, методические советы по развитию и воспитанию здорового ребенка.
Однако, несмотря на имеющиеся успехи, в организации амбулаторно-поликлинической помощи детям имеется ряд серьезных недостатков и нерешенных вопросов.
В ряде областей РСФСР, Казахской ССР, Туркменской ССР, Узбекской ССР, Киргизской ССР число детей на одну должность участкового врача-педиатра значительно превышает установленный норматив. В отдельных областях РСФСР все еще допускается укомплектование должностей участковых врачей-педиатров фельдшерами (на 1 ноября 1982 года в Свердловской области 176 должностей участковых педиатров было занято фельдшерами, в Челябинской - 77, Иркутской - 33, Пермской - 31, Кемеровской - 21).
В Грузинской ССР, Азербайджанской ССР, Киргизской ССР, Туркменской ССР, Таджикской ССР, в ряде областей РСФСР недостаточно ведется строительство детских поликлиник по типовым проектам, неудовлетворительно проводится работа по укрупнению маломощных детских поликлиник. Многие детские поликлиники размещены в тесных, плохо приспособленных помещениях, недостаточно оснащены медицинским оборудованием, жестким и мягким инвентарем, средствами внутренней связи, санитарным автотранспортом.
Руководители органов здравоохранения Грузинской ССР, Азербайджанской ССР до сих пор не приняли должных мер по упорядочению работы детских поликлиник, установлению в них режима, обеспечивающего необходимый объем помощи детскому населению в вечернее время, выходные, праздничные и предпраздничные дни. Во многих поликлиниках РСФСР, Казахской ССР, Киргизской ССР, Молдавской ССР не принимается должных мер по рациональной организации работы структурных подразделений поликлиник, ликвидации очередей на прием к специалистам, что вызывает справедливые нарекания населения.
В ходе проверки детских городских поликлиник в ряде областей и районов выявлены недостатки в организации профилактической и лечебной работы, наблюдении за новорожденными детьми и детьми первого года жизни, профилактике и лечении рахита, гипотрофии, анемии, шаблон в рекомендациях по питанию, физическому воспитанию, закаливанию детей. Имеются недостатки в проведении прививочной работы (нарушение сроков прививок и хранения вакцин, неправильное оформление медицинских отводов).
Не в полном объеме проводится работа по подготовке детей к поступлению в дошкольные учреждения и школы.
В ряде союзных республик недостаточно полно расходуются средства на бесплатное лечение детей, а также на бесплатное питание детей первого года жизни из многодетных и малообеспеченных семей.
Имеются существенные дефекты в организации лечебно-профилактической помощи детям в организованных коллективах: недостатки в работе по оздоровлению детей с выявленной патологией, в том числе непосредственно в дошкольных учреждениях и школах, в организации восстановительного лечения. Не всем больным детям на дому проводятся систематическое врачебное наблюдение, необходимые лабораторные исследования, консультации врачей-специалистов; имеют место случаи поздно начатого лечения, недооценки тяжести состояния, поздней госпитализации, отсутствия неотложной помощи детям на догоспитальном этапе. Указанные дефекты приводят к высокой досуточной летальности в стационарах и смертности детей на дому (Таджикская ССР, Туркменская ССР, Азербайджанская ССР, Узбекская ССР).
Недостаточно отрегулированы вопросы преемственности в обследовании и лечении больных между поликлиниками, стационарами, станциями скорой и неотложной медицинской помощи для обеспечения непрерывного лечебно-диагностического процесса.
Санитарно-просветительная работа часто проводится формально, без учета условий жизни семьи, уровня образования родителей, индивидуальных особенностей ребенка, состояния его здоровья.
Обращают на себя внимание низкая культура работы отдельных лечебно-профилактических учреждений, случаи нарушений врачебной этики и деонтологии.
Органы и учреждения здравоохранения все еще мало уделяют внимания вопросам повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала детских городских поликлиник (отделений), воспитательной работе в коллективе, созданию нетерпимой обстановки к случаям нарушения врачебного долга, бездушного отношения к детям и родителям; слабо осуществляют контроль за деятельностью медицинских работников, за внедрением в практику работы результатов научных исследований, предложений по научной организации труда, передового опыта лучших учреждений.
Отмечается недостаточная помощь медицинских и научно-исследовательских институтов практическому здравоохранению.
В целях дальнейшего повышения уровня и качества амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах
1. Приказываю:
1.1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим краевыми, областными, городскими отделами здравоохранения, начальникам главных управлений здравоохранения Мосгорисполкома, Мособлисполкома, Ленгорисполкома, Киевгорисполкома, Ташгорисполкома:
1.1.1. Принять меры к коренному улучшению амбулаторно-поликлинической помощи детям в городах, определив главными ее направлениями профилактическую работу, снижение заболеваемости и детской смертности. В кратчайший срок установить наиболее рациональный режим работы детских поликлиник (отделений); обеспечивающий необходимый объем медицинской помощи детям в удобное для родителей время.
1.1.2. Обеспечить дальнейшее развитие сети и укрепление материально-технической базы детских городских поликлиник (отделений): разработать до 1 марта 1983 года предложения по строительству новых, расширению и реконструкции действующих детских поликлиник за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов производственного назначения, а также по строительству этих учреждений при действующих предприятиях за счет средств фонда социально-культурных мероприятий.
1.1.3. Принять меры к полному укомплектованию детских городских поликлиник (отделений) врачебными и средними медицинскими кадрами, направлять выпускников педиатрических институтов и факультетов в первую очередь для работы на педиатрических участках.
1.1.4. Обеспечить оснащение детских городских поликлиник (отделений) современной лечебно-диагностической аппаратурой, лабораторным оборудованием, необходимыми наборами медикаментов для оказания неотложной помощи детям на дому, пособиями для проведения санитарно-просветительной работы с населением, санитарным автотранспортом.
1.1.5. Обеспечить направление участковых врачей-педиатров, заведующих педиатрическими отделениями, а также врачей других специальностей, работающих в детских поликлиниках, на курсы усовершенствования в соответствии с действующим законодательством не реже одного раза в пять лет; принять меры к улучшению качества подготовки врачей-интернов по вопросам организации амбулаторно-поликлинической помощи детям.
1.1.6. Принять меры к расширению восстановительного лечения детей в детских городских поликлиниках, продолжить организацию в них отделений восстановительного лечения, шире использовать в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий детям физиотерапию, массаж, лечебную гимнастику и другие виды восстановительного лечения.
1.1.7. Обязать руководителей органов и учреждений здравоохранения:
- организовать во всех детских поликлиниках (отделениях) кабинеты по профилактической работе с детьми (кабинеты здорового ребенка) и укомплектовать их средним медицинским персоналом;
- усилить контроль за деятельностью детских амбулаторно-поликлинических учреждений, всемерно повышая качество и культуру их работы, а также уровень идейно-политического, трудового и нравственного воспитания в коллективах; добиться нетерпимого отношения к нарушению медицинскими работниками своего служебного долга;
- принять меры к дальнейшему совершенствованию профилактической деятельности детских городских поликлиник (отделений), обратив особое внимание на вопросы развития и воспитания здорового ребенка и профилактику заболеваний; организовать в каждой детской поликлинике (отделении) методический совет по воспитанию здорового ребенка:
- установить строгий контроль за качеством диспансеризации, соблюдением установленных сроков осмотров детей врачами-педиатрами и врачами других специальностей, лабораторных исследований, своевременным и полным проведением лечебно-оздоровительных мероприятий, за правильным проведением прививочной работы;
- усилить медицинский контроль за детьми групп "риска", обеспечить регулярное наблюдение за ними и проведение всех необходимых лечебно-профилактических мероприятий;
- обратить особое внимание на своевременное оздоровление и подготовку детей к поступлению в дошкольные учреждения и школы в соответствии с действующими методическими рекомендациями;
- обеспечить тщательное медицинское наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей в организованных коллективах;
- усилить работу по созданию в детских городских поликлиниках отделений по оказанию лечебно-профилактической помощи детям в дошкольных учреждениях и школах (дошкольно-школьных отделений), укомплектовать их врачами и медицинскими сестрами в полном соответствии а действующими штатными нормативами;
- принять меры к более широкой организации в дошкольных учреждениях и школах лечебно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и состоянии здоровья (стоматологическая помощь, физиотерапевтическое лечение, лечебная физкультура и др.);
- повысить качество оказания лечебной помощи больным детям; усилить контроль заведующих отделениями за организацией лечения детей на дому, особенно детей раннего возраста, организуя систематическое врачебное наблюдение за ними, выполнение всех назначений, консультаций врачей-специалистов, необходимые лабораторные исследования;
- обеспечить участковых врачей-педиатров необходимыми наборами лекарственных средств для оказания неотложной помощи детям на догоспитальном этапе;
- шире внедрять научную организацию труда, новые передовые формы и методы работы детских городских поликлиник;
- принять действенные меры к повышению эффективности санитарного просвещения по вопросам правильного развития и воспитания детей; обеспечить повышение квалификации врачебного и среднего медицинского персонала детских городских поликлиник (отделений) по вопросам санитарно-просветительной работы с населением и усилить контроль за ее проведением; улучшить обеспеченность участковых педиатров и медицинских сестер необходимыми пособиями для проведения санитарно-просветительной работы;
- совершенствовать преемственность в обследовании и лечении больных детей между поликлиниками, стационарами, станциями скорой и неотложной медицинской помощи для обеспечения непрерывности лечебно-диагностического процесса;
- совместно с ректорами медицинских высших учебных заведений и директорами научно-исследовательских институтов ежегодно разрабатывать и утверждать графики консультативного приема детей в территориальных поликлиниках, обеспечить информацию населения о порядке этих приемов и установить строгий контроль за их выполнением.
1.2. Министрам здравоохранения РСФСР, Казахской ССР, Туркменской ССР, Узбекской ССР, Киргизской ССР в 1983 году завершить разукрупнение педиатрических участков с доведением числа детей на одну должность участкового врача-педиатра до 800 во всех областях республик.
1.3. Министру здравоохранения РСФСР т.Трофимову В.В. принять меры к немедленному укомплектованию врачами всех должностей участковых врачей-педиатров, занятых фельдшерами: взять эту работу под личный контроль.
1.4. Главному управлению лечебно-профилактической помощи детям и матерям Министерства здравоохранения СССР (т.Гребешева И.И.):
1.4.1. Усилить контроль за работой органов здравоохранения по дальнейшему совершенствованию амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению, повышению качества и культуры работы детских городских поликлиник.
1.4.2. Разработать предложения по проведению в 1984-1985 годах Всесоюзного смотра детских городских поликлиник.
1.4.3. Продолжить изучение передовых форм и методов работы детских городских поликлиник; провести в 1983-1985 годах занятия Всесоюзной школы передового опыта по организации профилактической работы с детьми в условиях детской поликлиники в Литовской ССР; в последующие два года создать аналогичные республиканские школы.
1.4.4. Разработать план мероприятий (I кв. 1983 года) и проект приказа (IV кв. 1983 года) по дальнейшему совершенствованию амбулаторно-поликлинической помощи детям, проживающим в сельской местности.
1.5. Главному управлению учебных заведений Министерства здравоохранения СССР (т.Лакин К.М.):
1.5.1. Пересмотреть учебные программы клинических кафедр педиатрических факультетов медицинских институтов с целью расширения разделов по изучению основных вопросов профилактической работы со здоровым ребенком и санитарно-просветительной работы с населением (1983 год).
1.5.2. С целью унификации содержания и методики преподавания основных вопросов профилактической работы со здоровым ребенком проводить ежегодно, начиная с 1984 года, циклы для преподавателей кафедр педиатрии медицинских институтов на факультетах повышения квалификации Ленинградского педиатрического медицинского института, II МОЛГМИ, Киевского и Новосибирского медицинских институтов.
1.5.3. Решить вопрос о введении в институтах усовершенствования врачей тематических циклов по вопросам профилактической работы с детьми, включая санитарно-просветительную работу, для заведующих педиатрическими отделениями детских городских поликлиник (1983 год).